Источник

132. О том, что страдания спасительны

Жизнь! жизнь! ах, как темна и мрачна эта жизнь для темных и мрачных душ! Один говорит: «ах, как бы мне еще пожить на свете, и долее погулять, повеселиться»; а другой говорит: «ах! как бы мне долее пожить, да выстрадать свои грехи, чтобы не пришлось мне страдать после смерти вечно». Спросите: кто из сих правильнее смотрит на жизнь? Очевидно, что последний, а не первый. Кто живет весело, тот много грешит, кто ведет жизнь горькую, под тяжким крестом скорбей и несчастий, тот не так скоро бросается на грех. Да притом спросите: для чего человеку дана настоящая жизнь? – Для страданий. Посмотрите: как проводили жизнь все святые? В страданиях, бедствиях и лишениях. Как провел жизнь Сам Подвигоположник Христос Иисус? После всех злостраданий не умер ли Он на кресте? Такой живой образ, пример нам Он оставил, да последуем стопам Его. «Многими скорбями подобает нам в Царствие Божие внити»170, – сказал апостол. Уж потому наша жизнь не может быть веселая, что она кратковременна, что всякие удовольствия влекут за собой болезни и страдания; что чем приятнее какая-либо вещь, тем она ядовитее, тем более заражена грехом. Есть красивые животные, например: лев и тигр, красивые птицы: – павлин и попугай, да не годятся в пищу. Сладок мед, да вредит от многого употребления. Прекрасный цвет роза, да масло оной весьма ядовито. Так и все на свете – всякая пища, всякий напиток: чем приятнее, тем зловреднее для вкушения и пития.

Что за жизнь – наслаждаться тем, что ускоряет только смерть? Что за жизнь, когда всякое удовольствие направлено к умножению болезней и ускорению смерти? Все это вразумляет нас, научает нас тому, что всякое удовольствие мы должны презирать: ни к чему не привязываться, не пристращаться, ничего не любить, кроме Бога и Его святой добродетели. Равноангельскую жизнь проводят те, которые живут в пустыне, в борьбе с нуждами, лишениями, своими страстями и бесами. А мир что? Христос говорит одно, а мир другое; Христос говорит: «люби Бога всей душой», а мир говорит: «меня люби от всего сердца»; Христос говорит: «постись», а мир говорит: «гуляй, не для того ли мир создан»? Христос говорит: «непрестанно молитесь», а мир говорит: «некогда, свои есть дела»; Христос говорит: «умертвите свои страсти», а мир говорит: «мирской человек – мирское и делай». Словом, Христос проповедует и предлагает добродетели, а мир похваляет страсти и похоти. Христос ведет в рай, а мир тянет человека в ад; Христос ведет к Богу, а мир к диаволу. И избирает каждый по своей воле и по своему желанию: одни стремятся к жизни блаженной и вечной; а другие к вечной погибели. Оттого, на том свете, один прославится, а другой постыдится; один будет оправдан и услышит вечное благословение; а другой будет осужден и услышит над собой вечное проклятие, кийждо яже с телом содела – или блага, или зла, кийждо или прославится, или постыдится171.

Господи! вразуми нас, наставь нас на путь истины, дабы мы уразумели, в чем состоит истинная жизнь и спаслись, а не погибли. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle