101. В неделю о Мироносицах
Минувшей субботе, Мария Магдалина, и Мария Иаковля и Саломия купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса. (Мк. 16:1).
До скончания веков святая церковь будет прославлять усердие, любовь, щедрость и услугу, оказанную при погребении Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и благочестивыми женами мироносицами. Первый пожертвовал свой гроб и все, что необходимо было для приличного погребения Иисуса Христа; а последние желали драгоценными ароматами помазать тело мертвеца – и благое намерение их Господь принял за самое дело.
Действительно, доброе и святое дело прилагать попечение о приличном погребении тела бездомного странника и безродного человека; но безмерно более великое перед очами Божиими дело – попещись о душе ближнего своего, кто бы он ни был; потому, что тело мертвеца нуждается только в могиле и во гробе, но душа нуждается в молитвах церкви и поминовении ее.
Не поскорблю я, если придется мне умереть где-нибудь на пути или придется положить грешные кости мои в лесу, или брошену быть в море без приличного погребения; но желаю и молю всех друзей, и всех знаемых, и всеусердно прошу всякого – оказать любовь и услугу моей бедной душе: эта услуга дороже для меня всех земных сокровищ; но найдется ли во всем мире такой друг, который постарался бы за мою душу совершить сорокоуст; то есть, чтоб по его старанию священник отслужил за меня сорок обеден, принес бы Богу-Отцу сорок бескровных жертв, когда душа моя будет проходить сорок мытарств среди бесовских истязаний? Найдется ли такой, кто бы в 3-й, 9-й и 40-й день совершил бы за меня Божественную Литургию? Найдется ли кто, чтобы поминал меня в родительские субботы? Ибо вижу многих умирающих или нечаянно, или без покаяния и напутствования святыми Тайнами, или без добрых подвигов покаяния, не принесших Богу никаких плодов – ни молитв, ни слез, ни сокрушения о грехах, никаких добрых дел благочестия и милосердия. И вот почему очень немногие души переходят по смерти на руки ангелов; но большая часть впадает в руки мучителей-бесов. А знаю, что умру при великих нечистотах души моей; ибо каждый день или страсти, пли нечистые мысли оскверняют душу; но не каждый день исповедываюсь, откладывая все до другого времени, – и вот я неожиданно могу умереть, и через то душа перейдет во ад. Ты мне на родных указываешь: напрасно, – неизвестно, где смерть меня постигнет: – среди родных или среди чужих. Вижу ныне, как родные поминают родных. Нищих молитвенников прогоняют с кладбища, а приятелей и богатых родных на могиле до греха угощают. Да понимаешь ли ты, брат, великие нужды мертвеца и чем именно можешь ему помочь и сколько помочь? В какой мере и степени! Любовь к ближнему у нас до гроба. «Ах! какой страх и трепет, какое мучение и скорбь постигнут душу при разлучении ее с телом, – говорит св. Кирилл, архиепископ Александрийский; – ибо когда предстанут перед нами с одной стороны воинства и силы небесные; с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел, и с ними человекоубийца диавол, отец зла, которого язык изощрен, как бритва, – сей змий великий, отступник, ад, расширяющий уста свои, начальник власти темной, имеющий державу смерти; задерживающий, как некоторый судия, душу, представляя и обличая все беззакония и грехи, учиненные ею делом и словом, с сознанием и без сознания; припоминающий все мною сделанное от самой юности даже до последнего дня, в который взят буду от среды живых. Какой, подумай, страх и трепет обымет душу в тот день, когда она увидит страшных, жестоких, свирепых, немилосердных и неистовых демонов, которых один взор будет ужаснее всякого мучения»?
Из многих один только вам представлю пример, сколь много помогает молитва живого за умершего. О сем св. Иоанн Дамаскин пишет: «у одного из святых мужей был ученик, живший беспечно, и смерть застала его в такой беспечности. Милосердный Отец Небесный, подвигнутый слезами и воплями старца, открыл ему того юношу горящим во пламени даже до выи, подобно немилосердному богачу, упоминаемому в притче о Лазаре. Когда же святый подверг себя строгим умерщвлениям, с крепким воплем умоляя Бога о юноше: то увидел его объятого пламенем до пояса; наконец, когда святый муж присоединил молитвы к молитвам, то Бог в видении явил его старцу изъятым из пламени и совершенно свободным».
Боже! Боже! где такого многопопечительного старца найдет после смерти моя бедная душа? Кто попечется об избавлении ее от вечного пламени? Подумай каждый об этом. Аминь.