102. В ту же неделю
Не завидуй ни Иосифу, ни Никодиму в том, что они принесли в дар Господу новый гроб и плащаницу и удостоились погрести Его; ни Мироносицам, приносившим ароматы Христу, и что память о добром их деле передается церковью от века и в век. И тебя Господь не лишит сего утешения и той награды, какую получили от Бога те щедролюбцы и мироносицы на земле и на небе.
Случается видеть странников умирающих: есть у тебя любовь ко Христу – купи гроб для безродного бедняка или выкопай яму для могилы, или чем-нибудь услужи покойнику. Кому оказываешь услугу? – самому Иисусу Христу: ибо умер брат Христов, который во всю жизнь питался телом и кровью Христовой. Что говорит Сам Христос? «Истинно, истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из малых сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, – не страннику сделали, но Мне страннику безродному»125. Подумай – не такую ли же честь за свою щедрость ты получаешь от Христа, какую получили Иосиф, Никодим и Мироносицы? – Нет! ты далеко больше можешь сделать для Христа, нежели сколько сделали Иосиф, Никодим и Мироносицы. Ты можешь оказать услугу не телу только, но и душе; а душа не важнее ли тела? Тело полагается во гроб и предается тлению и разрушению; но что, если странник, которого ты погребаешь, умер без покаяния, без напутствования святыми Тайнами или приобщился только в суд и осуждение, или не успел оплакать грехов своих, принесть за себя покаянные молитвы, милостыни: не сокрушался о грехах своих, – и перешел душой своей не на руки ангелов, но прямо в ад? Что, если покойник умер в грехах смертных? А ведь и он был член тела Христова, и он освящен таинствами, и он приобщался благодати искупления, и питал надежду на воскресение и вечно блаженную жизнь. Какую неоцененную услугу оказал бы ты брату Христову, если бы и прежде христианского погребения тела – еще при жизни его – а затем после смерти позаботился бы о спасении души его от вечной погибели: не оставил бы душу навеки погибать в геенне огненной, но благовременно прежде позаботился бы о напутствии больного св. Тайнами; а по смерти совершал бы над могилой его приличное поминовение, отправлял бы панихиды, возжигал бы свещи, воскурял бы фимиам, совершал бы заупокойные молитвословия или даже постарался бы, чтобы за его душу совершена была Божественная заупокойная литургия, принесена бы была бескровная жертва – всемощная перед Богом, могущая душу из ада освободить, от вечных мук избавить? Что, если бы не только в третий день после смерти, но и в девятый, и в сороковой день это сделал; а если ты богат, то и сорок жертвоприношений мог бы своим иждивением принесть Богу, и в родительские субботы поминать сего бездомного странника? Скажи: может ли какая другая любовь и милость быть выше этой? Из ада освободить погибшую душу, – душу человека, впавшего в разбойники – в руки лютой смерти и бесов: – сколь важно это дело перед Богом и человеками! Как Христос снизшел в преисподняя земли и из ада умерших вывел, так и ты – через Того же Христа, в жертву Богу Отцу Себя принесшего, – выводишь и, поминовениями и всемощными молитвами церкви, освобождаешь из ада странника – брата Христова. Что важнее сего? Что святее сего дела? Окажешь сию милость, сию любовь страннику беспомощному, бездомному, бедному сироте, во грехах умершему, – Самому Христу сие сделаешь. Себе и на Себя принимает такое святое дело премилосердный, прещедрый и пресвятый Владыка мира, Судия живых и мертвых, Царь небесных, земных и преисподних тварей; окажи любовь Христу и Его брату, окажи любовь его бедной, беспомощной душе: – и вечное благословение и вечную награду получишь ты от самого Христа Бога. Аминь.
* * *