Источник

99. К темничным стражам перед исповедью

Что вам сказать, воины, если вам некогда было и в церковь походить, и попоститься, и помолиться несколько дней? Вся ваша служба, составляющая внутреннюю стражу города, состоит в том, что вы стоите у дверей темницы и бережете тех, которые заключены в темнице и сидят связанные четырьмя крепкими стенами, а некоторые и узами. Вот там-то, воины, все поприще ваших подвигов, вашего говения. Как часто бывает, что связанный узами свободен от страстей, а страж, свободный, связан узами грехов. Их связывают стены, замки и узы; а вы для чего там стоите? Чтобы видеть слезы заключенных и слышать вздохи кающихся, или видеть свирепые лица нераскаянных? Сколько здесь для вас уроков, назидания, поучения, наставления в этих примерах добродетели и пороков! Вы как бы стоите при кресте, где можете встречать и разбойника покаявшегося и отошедшего в рай, и разбойника не кающегося и идущего путем до ада. Разумеете ли: какое место вы занимаете между этими примерами? Вы должны плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Но это возможно тогда только, когда вы сами займете высокое место на кресте всех возможных скорбей, печалей и злостраданий, – когда в лице каждого узника вы сами будете видеть брата Христова, страдать с ним душой и сердцем; но для этого – ах! Какой чистоты требуется от души, какого чувствительного к злостраданиям ближнего сердца! А ваши сердца, быть может, тверже камня, от привычки смотреть. Если ты, стоя на страже, оказываешь законную услугу узнику, являешь усердие, то в твоем лице видит отец сына, сын отца, брат брата, друг друга, и сердце самое скорбное утешается, самое жестокое смягчается, лицо проясняется, время заключения сокращается; в лице вашем каждый узник видит надежду и утешение. Какой души, каких добродетелей должны быть вы, если вашему надзору и попечению вверяются не те, которые покрыты ранами тела, но которых сердца наполнены глубокими и болючими язвами? Пусть они почитаются враги отечеству, обществу и себе; но кого из нас диавол не доводил, если не до темницы и уз железа, то до темницы совести и уз страстей? Одно, два, три слова сладкие из твоих уст могут иного узника возвратить на стезю добродетели; вы их должны быть больше ангелами-утешителями, нежели суровыми стражами, более родными, близкими, нежели чужими. В этом-то ваше вечное спасение. Вы услышите некогда от Христа: «в темнице бех и посетисте Мене»105.

Сегодня вы идете на суд Божий исповедать грехи ваши; испытайте же себя: в вере ли вы? Есть ли в вас те добродетели и качества, о которых я упомянул? Есть ли в вашем сердце любовь и сострадание к узникам? Чиста ли совесть ваша при исполнении законов Божиих и человеческих? Стражи ли вы вашего собственного сердца, вашей совести? Или в вашей собственной душе кипят страсти? Вы сами – преступники перед Богом и законом. Быть может, ваша совесть от пьянства и распутства темнее ночи, так что стрегомые вами братия Христовы рано или поздно будут освобождены из четырех стен и от уз железных, а вы сами, связанные нерешимыми узами грехов, попадете во тьму кромешную, или в такую темницу, где будет плач и скрежет зубов.

Подумайте, покайтесь и исповедуйте грехи ваши! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle