Источник

98. О внимании в церкви

Вот ты начал говеть и ходить в церковь, а понимаешь ли, что читают в церкви? Ведь это все читают для того, чтобы заставить тебя сокрушаться о грехах; читают о том, что если ты покаешься в грехах своих, то Бог простит их тебе. К прискорбию, ты ничего не понимаешь из того, что читают. Ты говоришь: «я человек темный, неученый». Почему ты не выучился понимать, не выучился читать? Для чего же Бог дал тебе разум? Для того, чтобы ты выучился читать и понимал бы грамоту, потому что понимать ее необходимо для вечного спасения; и Бог сам помогает тому, кто хочет выучиться. А скажи, Бога ради: как ты сам собой выучился грешить?... Ты выучился грешить от людей; почему не научишься от них уму-разуму? Но если ты и не умеешь читать, то почему не стараешься пригласить в дом твой знающего читать Божие писание? Ведь когда ты получаешь письмо от сына, который находится на чужбине, то ты ищешь знающего прочитать письмо сына твоего и заставляешь его читать и раз и два; даешь одному, другому читать, ибо говоришь, что сей нехорошо читает; к чтению письма прислушиваешься, плачешь и радуешься. А когда тебе читают писание о том, какой дорогой можно тебе дойти до неба, как войти в рай, как сделаться святым, как жить на земле, чтобы потом пришлось жить вечно с Богом на небе, – понять все это ты не стараешься. Случается, в церкви худо читают, иное упускают или вычитают тайно, чтобы тебя не утомить; ибо скучно стоять в церкви непонимающему писание: где, как и когда ты все уразумеешь, когда все это поймешь? А ведь все нужно понимать, знать, ибо в этом спасение твое – великое дело. Но если ты не понимаешь ничего и через это погряз во тьму великих грехов, то кто тебе поможет? Может быть, ты многие грехи вовсе не знаешь, что они грехи; может быть, ты вовсе не той дорогой идешь, чтоб тебе спастись; может быть, не те средства употребляешь для достижения спасения? Уверен ли ты, что идешь прямой дорогой? А для чего же монахи избирают другой путь? Для чего они бегут из мира сего? Видно в мире трудно спастись, иначе не для чего было бы скрываться в пустыни, жить не по-мирскому, терпеть голод и холод. А ты живешь в мире, да и не знаешь: спасешься ли? Кто тебя уверил, что ты спасешься? Христос? А не Он ли сказал: «бегайте мира и всего, яже в нем. Кто оставит отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит»104. Правда, и в мире можно спастись, хотя с трудом, – для Бога все возможно; но можно спастись только тому, кто перестает грешить, знает Божие писание, бережется греха. Да, если бы ты знал: какие тучи гнева Божия висят над твоей головой, так ты день и ночь плакал бы о грехах своих, бросил бы и пьянство, и обжорство, и гордость, и разврат. Если бы ты знал, как горька смерть, как страшен суд Божий, как велики муки ада; то ты, не озираясь, как жена Лотова, бежал бы из мира сего лукавого и прелюбодейного. Поверь, не пожалел бы ни жены, ни детей, ни лакомств мирских, – все бросил бы, и в пустыни сокрыл бы главу свою. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle