Источник

73. В неделю Крестопоклонную

Братие! Сегодня, как вы видели, вместо иконы или св. Евангелия выносится на средину церкви св. Крест. Но знаете ли вы, для чего св. церковь выносит из алтаря именно в настоящее Воскресенье и полагает пред очи молящихся Крест святый? Для чего покланяемся ему? Православная церковь установила три раза в году выносить Крест на средину церкви. Первое: в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, – это совершается в воспоминание того дня, в который найден в земле крест, на котором был распят Христос Господь, когда патриарх Макарий то поднимал Крест Христов и показывал народу, то опускал оный от ослабления рук. Подобным образом и церковь воздвигает Крест Христов в праздник Воздвижения. В другой раз выносят Крест в день мучеников Маккавейских и в день возвращения Креста Господня из плена; а третий раз в нынешний день. Спросите: для чего? Обратимся к истории или ко временам древним. Мы знаем, что когда в пустыне напали на евреев змеи и умерщвляли их; то Бог повелел Моисею, по примеру Креста, поднять в пустыне подобие креста из дерева и на нем повесить медного змия: кто только успевал воззреть на того змия, тотчас исцелялся от уязвления змия живого. Но мог ли поднятый медный змий исцелять умирающих? Он обнаруживал целебную силу потому, что служил подобием Креста, воздвигнутого на Голгофе, на котором был распят Христос. Для чего был распят Христос? Дабы мы, уязвляемые грехом, при одном воззрении на Распятого, исцелялись. Сей крест, предстоящий очам вашим, образ и подобие Креста Голгофского. Заноза не так болюча, когда мы уязвляем ей руку или ногу; но как больно, когда мы захотим вынуть ее или исторгнуть?! Никогда так больно не уязвляет жало греха, как тогда, когда мы хотим его из себя исторгнуть.

Пост для того нам и дан, чтобы занозы греховные исторгать. Хотя бы мы однажды попостились так, как повелевает церковь, т. е. в понедельник и во вторник на первой неделе вовсе не вкушали бы пищи; а в прочие дни вкушали бы сухоядение, кроме субботы и воскресенья, то мы испытали бы на себе тысячу искушений диавольских. Даже без строгого поста: не мучит ли нас гнев во все эти дни? «Горячих напитков нельзя пить, любимой пищи нельзя вкушать» – муж на жену восстает, а жена на мужа; словом, душа каждого постящегося, как в огне. Все это грехи, которые хотим исторгнуть из души постом и покаянием; всему этому диавол причиной, он уязвляет душу. А что чувствует на совести тот, кто говорит: «не могу отстать от того или от другого греха»? Это горькая чаша, из которой никто не может пить без душевного страдания.

И вот три недели боролись мы со страстями, вот столько времени мы постились, а между тем искушения и соблазны не прекращаются. Св. церковь, как чадолюбивая мать, заботящаяся о своих детях, выносит и полагает пред очи ваши цельбоносный Крест. Воззри христианин с верой на Распятого, и исцелеет душа твоя от жал греховных. На тебя нападают искушения, воззри на Крест, припомни страдания Спасителя, и тебе легче будет переносить свои страдания. Сребролюбец! Расстанешься ли со своими лихвами и процентами? Не видишь ли руки, пригвожденные ко Кресту и льющуюся кровь? Честолюбец! Не видишь ли как пречистая глава Сына Божия за твою гордость покрыта острым терновым венцом? Похотливый! Брось любодеяние: не видишь ли, как из прободенного ребра Его льется кровь и вода? Плясавицы и вы, ходящие на путь нечестивых! Не видите ли, какими острыми гвоздями прободены Его ноги? Здесь, у подножия Креста, проливай слезы истинно кающийся; здесь твое утешение, твое спасение. А ты, который не хочешь покаяться, кто бы ни был ты, которому приятно терпеть жало греха, беги от Креста сего, беги – ты раб греха, ты друг диавола; ты не хочешь покаяться, ожидай скоропостижной смерти от своего смертного греха. Но ты не убежишь креста сего там, на небе; в укоризну твою явится опять знамение Креста Господня, при воззрении на которого восплачутся вся племена земная.

Подумай и покайся, нераскаянный грешник. А мы – грешные Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle