47. В день восшествия на Престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича
«Что за торжество среди поста и молитвы? Что за радость среди унылого великопостного пения? Что за веселие при поклонах и воздыханиях кающихся грешников?» – спрашивает плоть и кровь ветхого человека, взирающего очами земной мудрости на нынешнее всероссийское торжество наше – восшествие на Престол Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича. На подобный вопрос мы могли бы кратко отвечать словами св. Апостола Павла: «воздадите Божия Богови, а Кесарева Кесареви»50, так как и самая церковь смешивает ныне горькие слезы кающихся грешников со сладостными слезами радости великого нынешнего торжества, и великопостные траурные облачения пастырей прикрывает блестящими ризами веселия, указывая тем на благоговейно почитаемый устав и правила церкви православной самим Царственным Домом Романовых, в котором Порфирородные Члены православной церкви, в пример верноподданным Своим, являют, доказывают и утверждают, что умеют покорять плоть духу, соединять царские торжества с церковными, величие царское с Евангельской простотой, блеск Двора с кротостью Духа христианского. Воззрите, христиане, на первообраз русского православного христианина, на Благочестивейшего Царя нашего, и подумайте: какими правилами Он руководствовался и каким духом при благоустроении храмов Божиих, монастырей, при умиротворении и обеспечении огромнейшей корпорации духовенства русского дарованием оному счастливейших преимуществ; это глубокое Его благоговение перед святителями и иерархами церкви Христовой; эта твердая надежда на Бога и на молитвы церкви; это сыновнее почтение и благоснисхождение к первопастырям; эта всесторонняя забота об очищении православия от плевел еретических, чистоты учения веры от блесток и изгари, накипевшей веками, невежеством, предрассудками и языческими остатками вековых заблуждений и ошибок наших предков; дарованием притом всей России глубокого мира, справедливого суда и всего полезного для благополучия и спокойствия всех верноподданных, получивших равные права и обязанности в отношении друг к другу и обществу, скажите, говорю: что руководило и ныне руководит Богопросвещенного и Благочестивейшего Государя нашего? Дух ли благочестия или дух мирского славолюбия? Свет ли Боговедения или тьма ретроградного прогресса и цивилизации? Крепкая ли вера и надежда на провидение Божие или убеждение в прочности человеческих познаний? Быть может, близорукий и суемудренный взгляд, водимый духом мира и плоти, в лице Царя Русского, под эгидой царственных барм и блестящей порфиры, усматривает Бога брани и представителя современного прогресса и цивилизации, приносящего на западе своего рода и вида плоды; мы, православные, в этой Священной Особе видим только видимый образ Бога невидимого; видим храм Духа Святого; видим тот престол Бога вседержителя, с которого не ветхий человек, но новый, или лучше сказать, Сам Бог изрекает мудрость Свою, благость Свою, совет Свой, суды Свои, судьбы Свои, милости Свои, щедроты Свои. Только тот, кто сеет слезами, радостно пожинает плоды подобной мудрости и благости; только того превозносит Бог и дарует ему имя паче всякого имени, кто смиряется и послушлив бывает Христу и святой церкви даже до смерти; кто с младенческой простотой и христианским смирением встречает и поднятую на главу Его, свышепомазанную, и руку Каина, и стрелу, летящую из мрака западной цивилизации; над кем бодрствует всегда и везде око Провидения, бодрствует над Царем, над Домом Царским и над всем Царством Русским; тогда как на западе царства и народы мятутся, города и веси пылают в огне; цари или изгоняются или отводятся в плен и заключаются в золотую клеть; гнев Божий слышится и в пушечных громах, и в ружейных молниях; храмы Божии разрушаются или наполняются полумертвыми раненными; кровь рекой льется повсюду, и, кажется, тысячи смертей, рыская по улицам и домам пожирают цивилизованных и по плоти мудрых несчастных старцев и юношей, жен и младенцев, а беззаконие с безбожием и человеконенавидением соединившись, черной мантией цивилизации и дипломатики прикрывает этот страшный водоворот человеческих злостраданий, эту бездну ада; среди блеска, моды и великолепия человеки издыхают от тяжести несчастий, издают разнообразный и ужасный вопль, плач, рыдание и стенание; и мы слышим все это и недоумеваем: кто причиной тому, что на месте мудрости западных народов воцарилось безумие, и на месте образованности тупоумие. Ах! Залетают и на наш горизонт искры сего просвещения, прогресса и цивилизации: видели мы матерей, проливающих слезы от дерзких речей и буйных поступков детей; видим лиц, живущих беззаконно под видом гражданского брака; усматриваем растление нравов от умножения нетрезвых и распутных домов; открываются и среди нас заморские клубы и маскарады, но какие плоды принесет такое просвещение, такой прогресс и цивилизация? Един Ты, о Боже, веси это; но мы крепко убеждены в том, что «Твои советы не суть, якоже советы наши, и помышления, якоже наши помышления».
Кто не видит, кто не слышит, что все народы нам ныне завидуют и не столько нашему гражданскому благополучию и просвещению нашему, сколько православию, всегда приносящему зрелые и сладкие плоды; но им трудно уразуметь дух нашего православия: как мы оплакиваем грехи наши среди торжества, смиряемся среди веселия, радуемся со страхом и трепетом, предаваясь в такие высокоторжественные дни празднеств наших подвигам поста, молитвы, делам благочестия и милосердия. Вот почему западные народы умоляют открыть дверь к сердцу Русского Царя и ко храму Русскому, видя православие яркой звездой, носящейся над горизонтом нашего Боголюбезного Отечества, которая служит великим знамением для тех, которые погибают ныне во мраке земных и плотских мудрований своих, дипломатики своей, цивилизации своей, прогресса своего, среди самородной тьмы своей; даже отдаленные от нас морями сыны Америки простирают к нам руки, жаждут видеть среди себя свет велий нашего православия и благочестия, чая в недрах Царства Русского и на персях матери Церкви Русской, под управлением Главы Господа нашего Иисуса Христа, увидеть исполнение слов сей Главы, что некогда будет на земле едино стадо и един Пастырь51.
Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего, Царя; видим и мы – не слепорожденные, но возрожденные благодатно в недрах Царственного Дома, в судьбах Церкви и отечества великие и видные стези Твои, Боже, и благоговеем перед оными, и преклоняем колена и сердца наши, принося ныне всеусердное моление, прошение и благодарение за Царя, за Дом Его и за всех, иже во власти суть; да будет благословенно имя Твое во веки! Аминь.
* * *