Источник

27. В ту же неделю

Вот еще один кающийся грешник перед нами – блудный сын! Мы видели покаяние мытаря, теперь посмотрим на покаяние блудного сына. Там мы видели глубокое смирение в лице корыстолюбца и любостяжателя мытаря, помилованного и оправданного перед Богом; здесь мы видим блудного – распутного сына: как он получил прощение. Быть может, между нами нет ни одного сребролюбца и любостяжателя, ни одного блудного и распутного, ни одной блудной и распутной; однако видеть пример и поучаться в свое назидание и в наставление ближних и детей наших весьма полезно.

Кто не знает Евангельской притчи о блудном сыне? Кто не болел сердцем о несчастье молодого человека, не приходил в умиление, увидев милосердие отца его простившего? Но поскольку в лице блудного сына можно разуметь каждого грешника, или еще предающегося тлетворным грехам и беззакониям, или уже покаявшегося; а в лице премилосердого отца – Отца небесного, всегда готового простить и помиловать самого величайшего грешника; то притча эта стоит того, чтобы над оной не раз призадумываться и умудряться во спасение наше. Нечего удивляться бесконечному милосердию Отца небесного. Он, как Бог, Сам по Себе бесконечен, так и все Его свойства бесконечны и беспредельны. Нужно удивляться нерадению и беспечности грешников – сих блудных сынов, которые доселе еще не решились принести Богу чистосердечное покаяние, до сего времени не отстали от грехов. Под видом блудного сына надобно разуметь всякого рода грешника, какой бы он ни был; ибо всякий грех удаляет человека от Бога, заставляет скрываться от добрых людей, побуждает работать греху, быть чадом диавола. Всякий грех: и сребролюбие, и сластолюбие, и гордость грызет совесть человека, сидит в сердце и царствует в душе грешника. Все мы получили от Бога часть имения своего – известное число талантов и дарований; но употребляем на то, что неприятно Отцу небесному, что удаляет нас от Бога на сторону далече – в этот мир лукавый и прелюбодейный. И красоту мира, и небо, и землю со всеми их украшениями, и животные, и растения, и тело, и душу, и разум, и память, и совесть, и церковь, и таинства, и самое драгоценное – тело и кровь Сына Божия; словом, мы получили все дары Божии, земные и небесные, «благодать на благодать»36, чтоб не только здесь быть блаженными, но и на небе блаженствовать – жить вечно со Христом, Который есть Глава, а мы Его члены. Бог захотел нас, врагов Своих, сделать друзьями; Он хочет спосадить нас со Христом на небесных престолах, чтобы мы вечно царствовали и блаженствовали. А мы что? Думаем ли мы об этом? Кем этот злосчастный мир населен? Кто в нем живет? Кто нами управляет? Страсти и диавол. Мир весь наполнен, по-видимому, одними блудными сыновьями. Спросите: кому служат, кому работают те, которые увлекаются театром, пристрастились к гульбищам, не выходят из питейных домов, посещают непотребные дома? Пристрастившиеся к театру нередко покланяются женщине и сокровища перед ней рассыпают; посещающие гостиницы поклоняются чреву; в питейных домах служат богу пьянства, в непотребных домах предаются сладострастию. Ведь все это притоны блудных сыновей, страна далекая, куда блудные сыновья удаляются от церкви, от Бога, от Царствия Небесного. Подумайте, христиане, как мало ныне истинно благочестивых и боголюбивых христиан; как мало думающих о смерти, о суде Божием, о рае, о вечной погибели. И если некоторые посещают храм Божий; то зачем те же самые посещают те места, те трущобы, о которых мы упомянули? Блудный сын, когда почувствовал горькое и несчастное свое положение, решился возвратиться к отцу своему; он после того уже не возвращался от отца на тот же путь погибельный, уже не захотел есть эти горькие рожцы, которые он ел на стране далече со свиньями. А мы? До обеда в церкви, а после обеда в питейных домах, на гульбищах, в театре и в непотребных домах; до обеда Богу служим, а после обеда миру, страстям, диаволу. «Вот почему, – сказал Господь, – не всякий говорящий: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное. Как? Не в Твое ли имя мы пророчествовали37, т. е. проповедывали, или объясняли писание, говорили не раз о спасении, посещали церковь, молились? Не Твоим ли именем изгоняли бесов, и чудеса творили? «Нет, – скажет Бог за гробом и на суде. – «Я вас знать не знаю, кто вы таковы. Я вам говорил, что не всякий молящийся в церкви войдет в Царствие Небесное». А кто же войдет? «Войдет только тот, кто творит волю Отца небесного, который на небесах». А воля Божия написана в заповедях и в святом Евангелии. Кто заповеди не исполняет и по Евангелию не поступает; тот, хотя часто посещает храм, благоговейно стоит в нем, не войдет в Царствие Небесное. Теперь спросите: многие ли из нас живут и поступают по заповедям и по святому Евангелию? Отделите из среды тех, которые бывают в местах развращающих, которые обманывают весами и мерой, которые пьянствуют; которые гневаются на брата, завидуют, ругаются, оскверняются, распутствуют, и прочие грехи делают, – отделите: много ли останется святых? То все блудные сыновья. Мы все грешны, все виновны перед Богом, все оскорбляем Его своими дурными поступками; но Бог бесконечно милосерд: Он приймет нас в свои объятия, если мы покаемся; Он простит все наши грехи, если мы возвратимся к Нему и не будем удаляться от Него. Одни только нераскаянные грешники не войдут в Царствие Небесное. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle