16. На день Крещения Господня
Чудная была проповедь Иоанна Крестителя! Дивная была его проповедь! Иерусалимляне, фарисеи, мытари и даже римские воины приходили к Иоанну, внимали его чудной проповеди, каялись и крестились. Так надлежало и нам поступать: покаяться прежде, исправить свою жизнь, а потом приступать ко крещению; а мы напротив поступаем. Прежде принимаем в детстве крещение, потом нагрешим столько, что ни одна духовная баня не может нас омыть от грехов. Что ж от этого происходит? То, что в крещении мы омываемся только от первородного греха; когда приходим в возраст, то произвольные грехи накопляются. Что же устрояет премудрость Божия? Господь даровал нам другой способ очищаться от грехов: Он даровал нам покаяние, слезы делаются для нас другим крещением. Покайся, поплачь – и Господь прощает грехи твои. Особенно, если ты с полной верой приобщишься святейшего тела и крови Христовой, которая очищает человека от всякого греха. Что ж, если я и после покаяния согрешаю? Опять премудрость Божия – дарует нам новое крещение: страдание, произвольное мученичество, пост, молитву, сухоядение, слезы, лишение удовольствий мира, уединение, безмолвие, сокрушение сердца и молитву за нас святых и Царицы небесной. Вот это и есть новое крещение. Но, ах, как часто грехи наши, как ржа въедаются в нашу душу и ничто нам не помогает; и вот для конечного очищения наступает лютая смерть. И горе тебе, если ты не успеешь перед смертью покаяться. Если ты не поверишь в драгоценные заслуги Сына Божия: тогда огнь геенский превращает грехи твои в огнь горящий и несгораемый. Нет! Мы совершенно очистились бы от грехов, если бы перед самой смертью приобщились св. тайн; но нечаянная смерть делает наше положение опасным. Ибо ясно сказано: «если кто не вкушает тела и не пьет крови Сына Человеческого, тот не получит спасения: не имат живота во веки». Покаяние есть наша последняя баня, наше очищение, наше перерождение. Почто же мы каемся – и грешим, грешим – и каемся? Потому что мы беспечны, а сладость греха нам приятна. Боже праведный! Когда же перестанем грешить, если и в костях наших, и в жилах, и в худом теле царствуют грехи? Ложна наша совесть, если мы не хотим отстать от грехов. Неужели мы думаем, что вместе со смертью и разрушением тела отстанут от нас грехи? Какое заблуждение! Останется похоть при нас до самой смерти, и, быть может, пойдет с нами за двери гроба. Посмотри на сребролюбца, – он и в последние минуты жизни бредит о деньгах: похотник и при смерти видит своих любовниц. Пьяница видит пьянство, пиры и чаши, и требует напитков.
Поэтому, христианин, заблаговременно приступай к спасительному покаянию; не давай вкорениться греху в душе твоей и в теле твоем. Удовольствие всякое скоро пройдет и забудется, а наказание нераскаянного не минет. Ах! Грех, грех, когда мы от тебя избавимся? Куда мы от тебя спрячемся? Когда мы с тобой расстанемся? «А уже и секира при корне древа лежит, – говорит Иоанн, – и всякое древо, не приносящее плода добродетелей, – посекается и в огнь бросается». Нет! Мы делаем и добро, но мешаем со злом; жертвуем на богоугодное дело копейку, а на свои удовольствия бросаем рубли. Какая неправда! «Покайтеся, – говорит Иоанн, – покайтеся; ибо приблизилось к вам Царствие Небесное». «Покаемся, когда будем умирать», – так думают и все те, которые нечаянно умирают. Какой страшный урок для нас, а мы все не каемся. Нас не поражают такие события; мы обманываем себя, что подобная внезапная смерть с нами не случится. Про то один Бог ведает. «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное». Аминь.