40. Поучение в Великий Пяток
Кто в этом гробе? – Бог и человек, Царь и раб. – Что в этом гробе? – Жизнь и смерть, рай и ад. В этом гробе Богочеловек, пострадавший за грехи всего мира; Царь неба и земли. Царь, который приняв на себя зрак раба, – послушлив был Отцу своему «даже до смерти, смерти же крестныя»13; рай, куда Христос ввёл разбойника покаявшегося, и где восседал и теперь восседает на престоле со Отцем и Святым Духом; ад, куда Он нисходил, который Он разрушил, и откуда вывел всех грешников покаявшихся. Удивительно ли, христиане, что над сим гробом небо помрачилось, земля вострепетала, солнце померкло, завеса церковная раздралась, мертвецы восстали? – И если Твоя душа, о Боже! возмутилась пред страшным зрелищем Твоих страданий; если Ты уже не мог ничего сказать пред предстоящим образом смерти (Ин.12:27); то, что должна чувствовать в сии минуты, – ты моя грешная душе; и что можешь сказать ты, мой бренный язык, пред этим непостижимым и ужасным зрелищем Христовых страданий и смерти?! – Так-то, Боже Отче, Ты караешь в лице возлюбленного Сына Своего грехи возлюбленной Твоей твари! И от чьих рук пострадал Сын Твой и Бог? От рук тех, которых Ты вывел из тяжкого рабства Египетского; для которых сотворил великие чудеса, – которых провёл чрез море, которым дал закон на Синае, которых питал в пустыне манною, защищал от всех врагов, которым Ты дал землю, кипящую мёдом и млеком! – Но не преступнее ли самих Иудеев пред Сыном Твоим и Богом – мы, христиане, – которые не раз, но ежедневно Его распинаем своими тяжкими грехами? Мы, которых Он освободил не от рабства Египетского, а от рабства греха и дьявола; примирил с Богом Отцем, озарил нас светом учения Евангельского, даровал купель крещения и покаяния; излил реки благодатных даров Духа Святаго; – не манною, не ангельским хлебом, но пречистою Своею плотию всегда питает нас и Своею Кровию напоевает нас – в верный залог нашего воскресения, и бессмертия, и вечно-блаженной жизни? А мы, христиане: чем воздаём Ему за все эти благодеяния? Подумайте: не вновь ли распинаем Сына Божия своими грехами? Не вновь ли ругаемся над Его страданиями? Не вновь ли попираем Его драгоценную Кровь, – облекая Его в терновый венец своею гордостию; прободая Его сердце преступною любовью; напоевая Его оцтом с желчью, – чрез свою роскошь и сластолюбие; пробода руки и ноги Его своим любостяжанием, и хождением на путь нечестивых, так, что если бы Богочеловек сей воскрес и поднялся из гроба пред нашими очами в сию минуту; то, показывая нам язвы Свои на руках и ногах, и ребро Свое, не тоже ли самое Он сказал бы нам, что говорил чрез пророка иудеям: «людие Мои, христиане, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам, что вы меня опять мучите, терзаете, убиваете своими грехами? Отвечайте Ми»14. – «Скажите, что Я сделал вам обидного, оскорбительного, что вы отвращаетесь от Меня; оставляете Церковь, презираете заповеди Мои, праздники Мои бесчестите – и служите миру, плоти и диаволу? По что злом воздаёте за добро, ненавистию за любовь Мою, за будущее воздаяние и прославление – настоящим поруганием, за вечное блаженство – настоящею грехолюбною и развращённою жизнью»?
Ах! Безответны мы пред Тобою, Христе Боже, и тмами тем крат лютейшим страданиям и смерти мы достойны; но Ты простил распинателям и убийцам Иудеям; прости же и нам Твоим распинателям и убийцам; ибо мы ещё и ещё с глубоким смирением и горькими слезами повергаем себя пред живоносным гробом Твоим и молим Тебя: «помяни нас Господи с разбойником покаявшимся, егда приидеши во царствии Твоем». Аминь.
* * *