Источник

46. В вербное Воскресение

«Се, Царь твой грядет к тебе кроток». (Зах. 9:9)

Христиане! Кто из верноподданных не радуется о царе своем при его встрече, особенно о царе кротком? Весь Иерусалим радовался и торжествовал, ризы постилал, с ветвями в руках сопровождал потомка Давидова Иисуса Христа. Но можно ли торжество тогдашнее евреев сравнивать с торжеством и радостью христиан, когда в каждом городе, в каждом селении, деревне, повсюду, где только есть христиане, совершается ныне такое пресветлое и преславное торжество, когда и старые, и малые, и мужи, и жены, и богатые, и бедные веселятся о небесном царе своем Господе Иисусе Христе? Не свету этому от свечей мы радуемся, но свету благодати Христовой, которая после подвигов покаянных, после очищения души постом, говением и молитвами ярче всякой свечи сияет в праведной душе христианина. Не от этих зеленых ветвей, от ваий происходит наше торжество, наша радость, а от процветания в душе нашей добродетелей после умерщвления плоти, укрощения страстей, торжества добродетелей над грехами, духа над плотью, благодати над естеством, жизни над смертью. Вот чему ныне радуется истинный христианин и всякая православная душа! О, как горько думать, что те же евреи, которые так торжественно встретили Господа, те же вскоре сделались врагами, стали громко против Господа вопиять: «Возьми, возьми, распни Его»! Но не прискорбнее ли будет нам, видящим ныне вас, христиан, на сем торжестве, в следующие дни страстей Христовых, вовсе вас не видеть в Церкви? Не больнее ли будет нам думать, что те же христиане, которые вкушали Пасху на Тайной Вечери с учениками апостольскими, увлеченные духом и обычаем мира сего, те же самые стали опять служить плоти, миру и диаволу, что те, которые распяли себя со страстьми и похотьми, не боятся опять распинать Сына Божия грехами своими? Отчего мы так легкомысленны, удобопреклонны ко греху, что, «начав духом, всегда оканчиваем плотию»53, как заметил и св. апостол Павел? Неприятно смотреть, когда эти зеленые ветви увянут и засохнут после этого торжества. Но можно ли смотреть без скорби на христианина, который после поста и говения, после покаяния, после оживления, от мертвых дел, опять от грехов вянет душой, сохнет сердцем, теряет все сокровища добродетелей, которые собрал в течение дней святой четыредесятницы? И вы, которые теперь так торжествуете и радуетесь о Царе Небесном в наступающие дни, вы завтра и послезавтра заглянете ли в храм Господень? Будете ли присутствовать при последней вечери пасхальной? Поскорбите ли, услышав о предательстве Иуды? Будете ли помнить о страшной участи смоковницы, пораженной проклятием Господа и изображающей собой душу, обнаженную от добродетелей? Перенесетесь ли вашей мыслью и сердцем в сад Гефсиманский, где Господь молился до кровавого пота? Перенесетесь ли мыслью вашей за страждущим Господом в дом первосвященника Анны Каиафа. Будете ли стоять на Лифостротоне Пилата, где свирепость евреев заглушала всякую правду над Величайшим из Праведников. Станете ли сердцем сочувствовать Христу, падавшему под тяжестью Креста. Будете ли утопать в слезах у подножия Креста, на котором за вас и за ваши грехи пострадал в страшных муках Богочеловек, Сын Божий? О, бедная душа христианская! Не мыслью только и сердцем, но самой жизнью необходимо тебе пройти этот крестный путь, если хочешь спастись! Гряди, Господи, на вольную страсть Твою и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle