Источник

35. Поучение в Вербное Воскресение

Держа в руках сию зелёную ветвь, сие знамение победы – может ли каждый из нас в радости сердца – сказать: «я оюнел, помолодел, как сия веточка и обновился духом и телом; я восторжествовал сам над собою и над моими врагами – над моими лютыми страстями, над миром и диаволом; теперь не возвращусь я на старую дорогу грешной моей жизни, теперь не поддамся соблазнам, теперь не прельстит меня ни одна вещь мира сего, теперь не поверю я коварным внушениям диавола». Так христианин, надлежало бы тебе и думать, и говорить по окончании и совершении пути святой Четыредесятницы! Не для того ли ты постился, чтобы умолкли в теле твоём все страсти? Не для того ли ты воздерживался в пище и питии, чтобы умертвить в себе похоть плоти? Не для того ли убегал зрелищ, чтобы не возжигать похоти очес? Не для того ли ты одевался просто, скромно, по-христиански – чтобы не надмевала тебя гордость житейская? – Подумай: какую ты победу торжествуешь ныне пред всею церковью? Отвечай: «я торжествую победу над самим собою и над страстями своими». – О, блажен ты, если ты одержал действительно сию победу! – Но чтоб навсегда восторжествовать над самим собою, – тебе надобно отселе премного бодрствовать; ибо враг хитр, зол и неутомим: он ещё много раз будет восставать на тебя, и ещё более ухищряться против тебя, и ещё, ещё не раз побеждать тебя. И Господа сопровождали иудеи в Иерусалим с ветвями в руках от ваий; однако Господь не решился воссесть на престоле царей иудейских. Почему? Потому, что Он не одержал ещё было победы над всеми Своими врагами, над смертию и адом, ибо победа Его полная состояла не в сем торжественном входе; но в распятии Своем на кресте: вот когда Он победил всех врагов Своих.

Христианин! Продолжай же, и ты свою победу до крови, до креста, – распни себя со страстями и похотями: тогда только твоя победа будет полная, совершенная и окончательная. Пусть умрут все твои страсти в тебе, иначе – сам себя обманешь: «претерпевый до конца, той спасется»10. Страсти такого рода, что убьёшь одну – на месте ея появятся другие страсти. Обуздаешь утробу от объедения – явится в тебе гордость; перестанешь пьянствовать – покажется страсть к нарядам; смиришь свою гордость – впадёшь в лицемерие; словом: одного идола переменишь на другого. Поэтому, постарайся сбросить все худое и грешное; брось всякое пристрастие к миру и удовольствиям, распни себя со всеми страстями и похотями. Правда, что это не может быть не болезненно для плоти; за то отрадно для духа. Жизнь и свет, и огонь – благодатный возжигаются только в мертвенной плоти. – Не тело удручай своё, но страсти: пусть они умрут. Особенно сокрушай дух свой горделивый – смирением, жадность – воздержанием, сластолюбие – сухоядением, похоть плоти – целомудрием.

Впрочем – за крестом дело не станет: и в плоти, и в душе, и в мыслях, и в сердце – явится крест; и среди семейства, и среди общества: пожелай только его, попроси Господа о сем, в кротости разбойника кающегося. О! Не оставит тебя Господь – наградит Он тебя этим знамением! Сам Он возжелал понести крест, – наградит Он им и Своего возлюбленного крестоносца; только пожелай ты его. Другого знамения истинной победы над врагами нет кроме креста; сие знамение явилось некогда и царю Константину, с надписью: «сим победиши». Сим, то есть, крестом, только и ты, христианин, победишь всех врагов своих верно и несомненно; а крест твой впереди тебя. «Се восходит во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет» в руки человек грешник (Мк.10:33; Мф.20:18). Скоро и ты вступишь в этот злосчастный Иерусалим – в мир сей лукавый и прелюбодейный, и страсти опять восстанут на тебя, как восстали князи людстие на Господа и на Христа Его: но помни, что только побеждающий страсти свои, мир и диавола, воскреснет и наследуют рай.

Господи! Укрепи нас на пути страданий наших. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle