Источник

27. Поучение в среду на 3-й недели Великого поста

Молитва много помогает нашему спасению. Молитва есть беседа с Богом. Сладко говорить с тем лицом, которое нас любит и которое мы любим. Но спросите: любит ли нас кто так, как любит нас Бог? Никто нас так не любит, – ни отец, ни мать, ни самый искренний друг. Бог нас сотворил, Бог нас бесчисленными дарами наградил, – Бог нас искупил страданиями своими, Бог нам предоставил вечное блаженство. А мы любим ли так Бога? К несчастью нашему – мы все на свете любим, – кроме Бога; особенно то удивительно, что мы больше врагов своих любим – плоть, мир и диавола, нежели Бога. Поэтому, мы все меры должны употребить, чтоб породить в себе любовь к Богу и ненависть к плоти, миру и диаволу, ибо Господь сказал: «кто не возненавидит плоть и мир и самого себя, тот не может быть моим учеником» (Лк.14:26–27,33). Да, если правду сказать, то мы тогда только можем истинно, полно и совершенно возлюбить Господа, когда возненавидим все грешное. Бог требует от нас полной и совершенной, и все целой, так сказать, любви: «возлюбиши Господа Бога всею душею, всем сердцем и всею мыслию и всеми силами души твоей» (Мф.22:37).

Видите, что внутри нас не должно быть места другой любви к чему-либо другому. Поэтому, сколько ум наш должен быть занят мыслями о Боге; столько же и прочие силы души нашей – память, воображение и другие; а главное любовь к Богу должна царствовать в нашем сердце. И вот, когда мы беседуем с Богом, молимся к Нему, – то мы должны все наши мысли о Боге переносить в наше сердце – туда должно быть устремлено все наше внимание при молитве – что бы мы сердцем беседовали с Богом, а не мыслями и языком. Пустая та молитва, которая произносится языком – без участия мыслей; не приносит никакой пользы та молитва, которая занимает наши мысли без участия сердца; но когда мы переносим наши мысли в сердце, и принуждаем оное к тому, дабы оно разогревалось, воспламенялось любовью к Богу, – тогда молитва наша приносить великие плоды благодатные. Сердце, сердце наше надобно подвигать к любви Божией: «сыне, даждь мне сердце твое» (Притч.23:26), говорит сам Бог чрез пророка, – и нередко сам же Он приходит к этому сердцу и стучит в двери онаго, – и если кто услышит это, заметит, почувствует, и откроет двери онаго; то сам Бог входит в наше сердце, очищает оное от всяких нечистот греховных, и пребывает в нем, как в своём храме, своею Божественною благодатию, и умножает в нем дары Духа Святаго, сеет на ниве онаго семена слова Божия, и оплодотворяет оную всякими добродетелями. От грешных слов и дел сердце наше делается безчувственным; от молитвословий, воздыханий, слез, скорбей – делается тёплым и чувствительным к Богу. Вот почему – все молитвенные слова и мысли мы должны устремлять к сердцу, в нем запирать, не допущая туда мыслей и слов суетных, праздных, гнилых, нечистых. – Удивительное дело! Та же самая молитва, которую мы произносим словами и мыслями – хладная, бесчувственная, будучи перенесена в сердце – делается сладкою, приятною, горячею, огненною, пламенною к Богу и ближним. Вот почему апостол Павел сказал: «непрестанно молитесь» (1Фес.5:17), – чтоб молитва ваша была непрерывною пищею для вашего сердца, как самое дыхание, без которого человек жить не может. Постоянно, христиане, имейте Бога в сердце, непрестанно с Ним беседуйте, советуйтесь во всяком вашем деле, – утешайтесь Им, услаждайтесь Им, живите Им, радуйтесь о Господе; и тогда все скорби земные от вас удалятся, и вы предвкушать будете на земле не земное блаженство.

Господи! научи нас молиться, как Ты научил учеников своих. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle