Источник

26. Поучение в 3-ю неделю Великого поста

Для чего ты ходишь в церковь, постишься, молишься, слушаешь Писание, подаёшь милостыню? «Я говею», – отвечает мне говеющий. Для чего ты говеешь? «Чтоб очистить себя от грехов». Святое дело, – только помни, что грехи прощает, очищает, и омывает один Бог. Когда очищает? Когда омывает? Когда прощает? Тогда, когда ты просишь о сем Бога, и с своей стороны исполняешь все то, что Бог повелевает чрез Святую Церковь, – и после всего этого более не грешишь. Вот ты и ходишь в церковь и постишься и молишься – и все повеленное делаешь. И что ж? Очистился ли уже ты от грехов? Да, очистился, если рассказал все грехи духовнику – ведомые и неведомые. А если умышленно скрыл какой-либо грех; то этот грех останется в тебе на твоей совести. Иной усердно в церковь ходит, и молится, и постится; а грех все же в нем остаётся. Иной постится до расслабления, поклоны кладёт до утомления, все молитвы перечитывает; а грех все же держит у себя. От чего? От того, что не считает его для себя врагом, а признает другом самым верным, любимым. – А между тем эта его любимая страсть, этот грех есть самый злейший его враг. Поэтому – прежде всего употреби все свои силы и обрати все оружия против главной твоей страсти, против главного греха, – против этого тобою любимого друга и врага; вооружись ты всею силою ума, хитрости, мудрости против этого своего друга – и самого злейшего врага. Если главного врага победишь, тогда других врагов нетрудно будет тебе победить. Общий враг всех человеков есть самолюбие; ибо, из этого корня вырастают все грехи. Ты страдаешь грехом гордости, – от того, что ты самолюбив; ты предаёшься объедению и пьянству, – потому, что себялюбив; наряжаешь себя по-модному, потому что ты тщеславен, себялюбив; бросаешься в разврат – по самолюбию. Так и другие страсти и грехи держатся на том же корне – на самолюбии. Против этого то демона и надобно вооружаться каждому человеку. Откуда в человеке этот грех? От диавола; он сказал Еве: «будете яко бози» (Быт.3:5) – и вот этот идол – самолюбие, мысль о том, что ты Бог – заразила всех человеков.

Впрочем, это враг всеобщий, всемирный, каждый человек имеет своего собственного – особенного друга и врага: кто имеет страсть к роскоши, к пьянству, кто к любострастию, а иной имеет страсть к деньгам и вещам; так подумай каждый: какой у тебя любимый – собственный друг и враг? Против этого то врага, вооружись ты всею силою. К пьянству пристрастен – перестань пить; к распутству – прерви преступную связь; к деньгам ли пристрастен – раздай их бедным, как поступил Мытарь. А если ты не угадываешь, не сознаешь и не признаешь своего врага – и не победишь; то хоть ты непрестанно молись, хоть по месяцу не ешь пищи, хоть лоб разбей от поклонов; но если ты не победишь своего главного врага, – то с другими врагами не управишься, – страсти останутся при тебе и грехи останутся с тобою. Кто сам не хочет покаяться; тому и Бог не поможет. Говорю, хоть ты и молитву, и пост, и нищету, и все оружия покаяния употребляй против врагов; но если ты не знаешь своего врага главного и против него не вооружишься, не победишь его, то останешься грешником, каким всегда был.

Господи! помоги нам победить всех своих врагов. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle