130. Поучение о возобновлении нераскаянными грешниками древней вражды
Если для примирения Бога с человеком, для уничтожения вражды, для разрушения средостения – необходим был крест и страдание на нем Сына Божия; то подумайте: какого наказания достоин тот, кто возобновляет сию вражду? Пусть бы это был диавол, – он вечный враг Божий, и знает свою погибель; пусть это был бы идолопоклонник, или безбожник, – они не веруют в Бога истинного, и не знают никаких обетований и попечений Божиих о спасении человека. Вот чему нельзя не удивляться – тому, что многие христиане, которые и обеты давали отрекаться диавола, его дел, и сочетаться Христу, Сыну Божию, и любить Его всем сердцем, – сии самые христиане, делая угодное диаволу, возобновляют эту древнюю вражду между Богом и человеком, полагают великую преграду к примирению с Богом, восстают вместе с диаволом против Бога, оживляют смерть, изощряя жало смерти грех, затворяют для себя двери рая и раскрывают для себя двери в пропасть адову? Ты ж давал клятву не огорчать Бога, жить в мире с Богом? По что же ты делаешь угодное диаволу и оскорбительное для Бога. Подумай, сколько лет ты своими грехами оскорбляешь Бога. Если Бог разгневался на Адама за один грех, то на тебя постоянно согрешающего может ли не гневаться?!! Бог не может перестать на тебя гневаться, потому что ты не перестаёшь грешить. Какое оправдание может иметь нераскаянный пьяница, распутный, любостяжатель, гордец, ругатель, гневливый и другой грешник? По что ты продолжаешь оскорблять Господа грехами своими? И когда ты сам говоришь: «покаюсь» и остаёшься во грехе; то я не знаю – чему уподобить твою слепоту, твое заблуждение, твое упорство? Слово твое покаяние, обещание твое впредь покаяться не есть самое покаяние.
Поверишь ли ты каждому мертвецу, который лёжа во гробе, сказал бы тебе; «я вокресну и покаюсь»? Если он и воскреснет, то воскреснет не для настоящей жизни, а для будущей; не для оправдания, а для осуждения; не для того, чтобы вступить в рай, а для того, чтобы вступить в ад для вечного мучения. Ты нераскаянный, а говоришь: «покаюсь», – ты мёртвый, а говоришь: «я жив». Ты служишь диаволу, а говоришь: «настанет время, буду служить Богу». Как мертвецу не веришь, что он воскреснет, так не верь самому себе, что ты покаешься. Хорошо, если благодать Божия на тебя подействует, и с тобою сделается чудный перелом, дивная перемена, что в тебе вдруг умолкнут страсти, прекратится дело грешное, разорвётся преступная связь; ты вдруг сделаешься целомудренным из развратного, трезвым из пьяницы, щедрым из скупого, постником из невоздержанного, смиренным из гордеца, – словом: из грешника сделаешься святым; а если смерть пресечёт нить жизни твоей прежде перерождения, перелома, прежде покаяния и исправления жизни? Что, если смерть застанет тебя на одре греха, напьёшься и умрёшь, соблудишь и тотчас умрёшь, обокрадёшь ближнего и там же умрёшь, – осудил соседа и умер? Не так ли чаще всего и бываешь в этой жизни? А что, если так случится именно с тобою. Как? Скажешь смерти: «стой, не подрубливай древа моей жизни; подожди, дай покаяться»! Но послушает ли тебя смерть; если ее нашлёт Бог. Езекия Царь остановил смерть слезами, на которые призрел Господь; а тебе дадутся ли слезы, если смерть наступит? Да чем ты их заслужил? Ей, весьма редко мы видели плачущих пред смертию, да и самая болезнь не дает слез.
Подумайте об этом те, до которых это касается. Аминь.
Отцы и братья! Помяните и меня грешного во святых молитвах ваших.