LXXIV. Слово при освящении храма в Рижской Александровской гимназии 78. О значении храма в учебному заведении
Приветствую учащих и учащихся в сем учебном заведении с устроением в нём храма Божья. От всей души желаю, чтобы достигалась та цель, с которой устроен здесь храм, и чтобы самое учебное заведенье ответствовало назначению и устроению в нём храма.
Более 26 лет просуществовало это учебное заведение без храма Божья. Конечно, удовлетворялись в нём религиозные потребности и исполнялись религиозные обязанности. Что же нового вносит храм в это училище и как должны относиться к нему учащие и учащиеся в нём?
Учебное заведение есть большая семья, и притом семья благоустроенная, потому что жизнь в нём течёт по установленному порядку. А в каждой благоустроенной и, главное, благочестивой семье, религиозное дело стоит на первом месте и на первом плане. Отец семейства, мать и прочие – старшие и меньшие члены семьи и прислуга – все тщательно исполняют религиозные обязанности; в этом отношении за всеми бывает строгий дозор. Особенно заметно бывает религиозное воодушевление в такой семье во дни праздников, постов, во дни говений, семейных торжеств и в другие знаменательные дни. А какая бывает забота и скорбь в благочестивых семействах в эти дни, когда нет храма, или когда он находится далеко; в первом случае они чувствуют себя сиротами, а в последнем – скорбят, что не все могут присутствовать при богослужении. Тоже должно быть в учебному заведении: забота о религиозном воспитании, об удовлетворении религиозных потребностей и исполнения религиозных обязанностей, должна быть в нём на первом месте, на первом плане.
Каждая школа имеет свою, так сказать личную жизнь – свои порядки, свои праздники. В своей жизни она представляет нечто цельное, органическое. Эта цельность должна проявляться особенно в исполнении религиозных обязанностей. Но она может проявиться во всей силе только в храме и притом в своём, при богослужении. Обычные ежедневные молитвы в школе пред учением и после учения есть только слабое выражение религиозной, объединяющей силы, имеющее более официальный характер. При посещении стороннего храма, эта религиозно – воспитательная сила вполне проявляться не может: училищная семья там сливается в посторонними богомольцами; во всей своей совокупности она почти никогда не может присутствовать в храме, и не всегда, и даже редко, учащиеся могут слушать богослужение и поучение своего законоучителя – духовного отца и вместе с ним молиться В молитве учащихся в чужом храме не может быть той полноты и теплоты религиозной, которые могут наполнять их душу в своём храме.
Все недостающее в молитве и религиозном воспитании, при отсутствии храма в учебному заведении, пополняется и совершается, когда таковой устрояется в нём В своём храме учащие и учащиеся все вместе, как одна семья, как цельный духовный организм, могут возносить свои молитвы к Богу; могут удобно и беспрепятственно расположиться к молитве, при том – первые не только удобно могут надзирать за последними, но и собою являть пример усердной молитвы и благоговейного настроения и стояния в храме. Здесь в своём храме законоучитель отец духовный – может молиться с своими духовными детьми, как подобает и как желательно для блага религиозного воспитания, может подтверждать свои классные уроки церковной проповедью; может питать своих чад духовно, своим словом, богослужением и св. тайнами тела и крови Христовой; и вообще может благоуспешно совершать их религиозное воспитание. Здесь – именно в своём храме, любя его, учащие и учащиеся сами могут созидать благочиние и благолепие его, участвуя в чтении, пении и исполняя некоторые церковные обязанности. Особенно дорого для них будет то религиозное состояние духа, которое они испытывать будут здесь во время говения; приятно и поучительно будет это время совокупной молитвы и приобщения св. тайн и для них, и для сторонних посетителей храма, каковые, можно думать, будут в сем храме.
Кроме того, устройство храма Божия в учебном заведении, как и во всяком другом учреждении, важно в том отношении, что здесь устроено жилище Божие, место особенного присутствия Божия. Отсюда будут изливаться благословения Божии на весь дом сей, на живущих в нём и на их труды; особенно это ощутительно будет во время молитвы и богослужения в сем храме Благословения Божии будут действительно исходить от Престола храма сего, и они будут действительны, если учащие и учащиеся будут достойны их. А достоинство это будет условливаться их памятованием того, что в их учебному доме устроен дом Божий, что среди них поселился Сам Господь, – их крепкой верой, что отсюда исходит на них благословения Божии и соответственно сему – их добрым поведением и благочестным направлением, могущим отражаться в их жизни вообще и в частности в учебной и в самом учении. Учащиеся часто, ежедневно и даже по нескольку раз в день, могут в храме и пред храмом изливать свои чувства в молитве, прося помощи и благословения Божия на свои труды; а учащие соответственно значению и назначению храма в учебному заведении должны преподавать каждый предмет науки, не исключая предметов физических и математических, во славу Божью, усматривая во всём премудрость, благость и всемогущество Божье. Устроение храма Божья в учебному заведении полагаешь печать веры и религиозности на всех живущих и труждающихся в нём. Храм Божий здесь есть внешний облик внутреннего благочестивого направления, свидетельство того, что здесь всё делается по благословению Божию и для прославления имени Его.
Во всём этом заключается великое значенье храма в учебному заведении; не сомневаюсь, что это же служило и целью устройства храма в сем училище.
Приветствуя с устроением здесь храма Божия живущих и труждающихся в сем доме, от всей души желаю, чтобы значение храма оправдывалось здесь жизнью и деятельностью учащих и учащихся, и достигалась цель устройства оного.
Призываю благословение от водворившегося в новосозданном храме сего дома всемогущего Бога на всех живущих и труждающихся здесь и имеющих жительствовать и трудиться в сем доме и желаю, чтобы они всегда были достойны сего храма и исходящего от престола его Божия благословения. Аминь.
* * *
Сказано 13 марта 1894 г.