Источник

120. Поучение о царствии Божием благодатном

Ищите прежде Царствия Божия

(Мф.6:33)

Прежде надобно узнать, есть ли это царство на земли; а потом его искать, то есть, добыть, или купить, или приобрести. Удивительное дело то, что Христос Господь сказал ищите. – Ищут вещь – или весьма малую или потерянную, или такую, которую не знаем, где она находится. Разве царствие есть монета малая, или какой-либо камень малый, но драгоценный, которого надобно искать? Как мы понимаем царство? По-человечески – царство, есть соединение многих городов и деревень, окружённых известными границами, и в одном городе – самом большом живёт, царствует Царь Государь. Таких царств много на земли, и они называются не только царствами, но и королевствами, и княжествами, и герцогствами, и республиками; но это все человеческие царства, а не Божии! – Все они нам известны. Неужели Царство Божие меньше их всех, что его надобно искать: «ищите Царствие Божие». Если сказать правду, то Царствие Божие и больше всех, и меньше всех этих государств и царств. Больше всех; ибо, все эти царства и все что есть на земли и на небе Господь сотворил, сказано же в Писании «Господь сотворил небо и землю» (Быт.1:1), очевидно поэтому, что Бог сотворил все, что на земли, и все, что на небе и все эти царства сотворил. Поэтому Царство Божие обнимает собою все – и земное, и небесное, и преисподнее. – Меньше всех это царство потому, что много званных и в это царство – да мало избранных. Многие, то есть, ищут это Царство, да не находят его или потому, что не умеют искать, или не хотят искать, или это Царство само не даётся в руки всякому.

Святые и богомудрые отцы все Царство Божие разделяют на три царства: на царство природы, или видимый мир, царство благодати, которое есть Соборная и Апостольская Церковь и которую составляют все истинно верующие на земле, – и царство славы, – это невидимый мир, наполненный святыми и Ангелами: это царство откроется со вторим пришествием на землю Сына Божия – Царя Славы о сем царстве не станем и говорить; ибо, когда Господь сказал «ищите Царствия Божия», то верно указал на царство благодати, находящееся на земли. Царство природы нам не для чего искать; ибо, хотя оно все пред нашими очами: но одна часть оного – не заражённая грехом, и освящённая благодатию, находится в руках Божиих; а все же другая часть сего царства – заражённая грехом, находится в руках миродержителя тьмы века сего – в руках диавола, который с падением первых человек устроил свое царство на земле. Значит, не для чего нам искать сего царства и добиваться потому; что все, что есть в нем – заражено или «похотию плоти, или похотию очес или гордостию житейскою» (1Ин.2:16), – по словам св. апостола Павла; нам надобно добиваться, искать царства благодати – тем более, что человек может жить в этом мире – царстве, и не обладать им, и получить оное, и опять потерять; даже царство благодати может быть внутри нас, но и тут его можно потерять, потому, что диавол на нашем поле – где растёт пшеница, то есть, в нашем сердце – может посеять плевелы; или вырвать, подобрать семя благодатное, или подавить его; – так мы можем по его коварству, из рук наших, потерять это царство. Даже при самом Крещении, каждый человек, можно сказать, получает это царство, принимает его в свою душу и тело, и запечатлевается Духом Святым; и потом, по злобе того же диавола, теряет оное: да не раз, не два, но много раз – до самой смерти. Станем же и мы, христиане, искать это Царство Божие; и постараемся нашедши, не терять оное. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle