121. Поучение о том же
Ищите прежде царствия Божия
Станем искать Царствие Божие – где оно? Что оно? Мы говорили, что царств на земли много, что в этих царствах царствуют свои земные цари; но царство их кратковременно, – оканчивается с их жизнью; а Царство Божие и царствование в нем должно быть вечно – «царствию Его не будет конца» (Лк.1:33); а как Бог сотворил мир невидимый и видимый; то и Царство Его есть отчасти видимое, а отчасти – невидомое; видимое – человеки живущие на земли; а невидимое – все святые и Ангелы. Но поскольку, диавол сделал зло, внёс грех сперва в невидимый, а потом в видимый мир Божий; то Бог низверг, выбросил его из невидимого мира, со всеми заражёнными тою же злобою и гордостью и ему подчинёнными духами, для того, дабы он грехом своим и злом не заразил и прочих всех добрых Ангелов. Итак, все добрые и не согрешившие Ангелы остались в невидимом, Божием, и вечном царстве; а согрешившие Ангелы отвергнуты и низвергнуты Богом, в преисподнюю. Узнавши, что Бог вместо невидимого мира – сотворил мир видимый, решились и это Царство Божие опустошить, и ввести в грех прародителей наших Адама и Еву. Таким образом и видимое царство заразилось грехом. Что делать? Уничтожить, разрушить это царство, истребить? Так бы и случилось с нашею землёю, с этим Царством Божиим, если бы сам человек своею волею породил грех; но так как не сам человек виною своего греха, а диавол; да при том человек, по примеру диавола, не возгордился против Бога, а стал плакать о своем грехе, когда увидел пагубу оного; то Бог в покаянии и слезах указал средство ко спасению всем человекам. В совете триединого Бога тотчас решено было спасти человеков от вечной погибели; но как спасти? Человек состоит не из одной души, а из души и тела – ту и другую часть нужно спасать. Ну, об теле нечего говорить – тело можно другое дать человеку – новое, нетленное, безгрешное, – хорошо, и Дух Святой взялся сотворить тело новое – непричастное греху, а грешное, дескать, пусть разрушается и умирает: что с душою делать? Надобно и душу новую дать человеку, и Пресвятая Троица решилась каждому человеку давать новую душу. Сила Божия, благодать Божия, дарования Божии, жизнь Божия, свет Божий – все пренебесные – Божии силы употреблены, чтоб не допустить человекам погибнуть на веки. Для Бога не стоило бы никакого труда; если бы была в человеке крепкая воля и сильное желание поберечься греха: а то, как первые человеки, так и все падки, склонны на грех от юности до самой старости. Великое, тайное и чудное дело употребил Бог для спасения человека! Нужно было самому Богу жить на земли, чтобы спасти человеков от погибели. Сын Божий взялся за это дело. Пришел на землю, оделся в безгрешное тело человеческое, вновь сотворённое в утробе пречистой Девы Марии – соединился с душою вновь сотворённою и с телом, вновь сотворённым во утробе Девы Марии, как бы в раю.
Первое – потребовалась вера от всех человеков, которые пожелают спастись; во-вторых – потребовались добрые дела, – это необходимо нужно; но при этом необходимо условие – отректись от диавола и от всех его дел. При таком договоре – Пресвятая Троица творит нового человека в водах Крещения, кладёт печать на всех частях тела, и на всех силах души – через Миропомазание, – сообщается человеку благодать Божия со всеми дарованиями. Но человек растёт и чувствует свободу и опять падает в грехи; – и вот – покаяние есть средство для нового возрождения; а приобщение дает душе и телу новые силы, новую жизнь, тьма борется в человеке – со светом, смерть с жизнью; но жизнь во Христе сильнее смерти, добродетель сильнее греха, благодать Божия сильнее зла, – и кто крепко держится Христа и Его заповедей, кто крепко верует в Него и на Него возлагает всю надежду; тот спасается, из власти диавола переходит в свободу чад Божиих, из царства тьмы переходит в Царство Божие. Аминь