116. Поучение на пятый день Рождества Христова
Христос с небес – срящите
Ирмос
Ныне Христос пришёл на землю, родился и явился на земли в образе человека – явился в пещере Вифлеемской: там Его встречали и пастыри и волхвы и Ангелы; но для чего Святая Церковь говорит в своей песни: «Христос с небес срящите»; сказать яснее: «вот Христос Господь приходить ныне с неба – встречайте Его». Такая ли должна быть встреча Небесному Царю? Да, действительно, приходит Господь Бог в каждую церковь, является на жертвеннике в образе Агнца, закаляется и приносится в жертву Богу Отцу. Вот почему первые христиане в нынешний день приобщались Святых и Животворящих Таин! Вот почему этот праздник назывался в древности Пасхою.
Как некогда в Вифлиемской пещере Христос Господь, который есть «сияние Славы и образ Ипостаси Бога Отца» (Евр.1:3), «уничижил Себя Самого, приняв образ раба; сделавшись подобным человекам, и по виду стал как человек» (Флп.2:7), так и теперь: приняв образ хлеба и вина, снисходя к немощи человеческой – дает Себя в снедь верным. Как же нам не встречать торжественно Богочеловека? Не в ликовании, не в веселии, а в целомудрии и смиренномудрии, в чистоте и святости, мы должны cии дни проводить, с любовью Его встречать и принимать. Нечистый и неомытый от грехов, в протечете минувшего поста, не достоин здесь встречать Господа славы: ибо, хотя само существо Христа Бога для плотских очей наших невидимо: однако, истинно и действительно Он приходит на жертвенник и Его сопровождают Ангелы и все святые и воспевают Херувимскую и Трисвятую песнь, и славословят, как славословили некогда на полях Вифлиемских: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение» (Лк.2:14). Как нам не славословить Христа Сына Божия за толикое к нам благодеяние и благоснисхождение? Как нам не благодарить за примирение нас с Богом Отцем? Как не прославлять за оказание нам толикой милости, что Он, приняв плоть нашу, приискренне соединился с нами с тем, чтобы мы были в Нем, и Он в нас, чтобы мы были один дух с Господом, чтобы сбросили с себя греховную одежду ветхого человека и облеклись в нового, человека Христа, чтобы мы обновлялись помыслами ума нашего, желаниями сердца нашего и всеми силами души? Не потому ли Святая Церковь и воспевает нам песнь: «елцы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27), или: «елицы вкушаете с верою Плоть Его и Кровь, во Христа одеваетесь». Разве не слышите какими радостными словами Святая Церковь призывает нас к торжеству: «с нами Бог – разумейте язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог». К чему было бы это многознаменательное песнопение; если бы ныне не было Бога с нами? Он действительно с нами, ибо Он родился среди нас, и ежедневно рождается для нас: Христос раждается – славите, Христос с небес срящите. С нами Бог – пусть разумеют и чувствуют Его присутствие при нас и в нас наши домашние и всегдашние враги – плоть, мир и диавол. О, какую страшную войну они ведут с нами от юности и до самого гроба; но мы должны быть уверены, что мы их победим, потому именно, что Господь с нами, при нас и в нас. Мы храм Бога живого, и хотя наша душа бедна добродетелями, как пещера вифлиемская, сердце наше опалено страстями, совесть омрачена неправдами; но Он премилосердный не возгушается нашими пеленами, скотскими яслями, когда мы решимся отстать от грехов и прилепимся к Нему всею любовью нашею и всеми помышлениями нашими, когда презрим мир и все тленное и непрестанно душею и сердцем станем возноситься горе, жить мыслями там, «идеже есть Христос Господь одесную Бога Отца» – наше упование, наша надежда, наше спасение (Кол.3:1); Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся. Аминь.