Источник

115. Поучение на 3-й день Рождества Христова

О праведном Иосифе

Святой и Праведный Иосиф старец стоит, как бы в стороне, и только удивляется величайшим чудесам, которые совершает Бог перед его очами; прислушивается, что ему говорят, и старается в точности исполнить. Смотрит – пастыри покланяются Богомладенцу, и рассказывают дивные дела о явлении им Ангелов небесных, и о том, что они им возвестили; Иосиф видит их, слышит их речи – и молча верует всему этому. Смотрит – волхвы приносят Богомладенцу дары – злато, ливан и смирну, – и рассказывают о чудной звезде из далёких мест их сюда приведшей: – он видит, слышит и верует. Да и как не верить? Если он давно предал себя в волю Божию; если он решился все делать по повелению чрез Ангела ему объявленному. Он простец – плотник, и раз уже испытал на себе, что значит сумнение, маловерие; а теперь смотрит только на чудную Деву и Богомладенца, – и покланяется с благоговением вместе с пастырями и волхвами. Он некогда видел вручённую ему по жребию Деву Марию – непраздную и усумнился; но Ангел во сне вразумил его: хранить Святую Деву, и услуживать Ей, – и он послушался, – и вот видит некогда зачатое во чреве Ея рождённым, – да еще как? Без болезни, без всяких следов обычного рождения. Чудо значит было при зачатии от Духа Святаго, чудо и при рождении; и сколько он переболел сердцем, пока совершилось это дивное событие? Но он давно – еще со времени первой его беседы с Ангелом во сне, предался совершенно в волю Божию и от простоты сердца всему уже веровал. Вот Ангел опять ему является и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги во Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). И что ж Иосиф? Не долго он тут думал, а тотчас «встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл во Египет» (Мф.2:14). В Египте – прожил он год, – тот же Ангел является к Иосифу – и все же во сне говорит: «возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву; ибо, умерли искавшие души Младенца». И «он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришёл в землю Израилеву» (Мф.2:20,21); но получив во сне откровение – верно от того же Ангела – поселился в Галилейском городе Назарете – в своем собственном доме. Во всех этих обстоятельствах жизни Иосифа – усматривается в праведном Иосифе вера и совершенная преданность воле Божией. Очевидно, ты скажешь: «ему Ангел говорит, что делать и как поступать». Пусть так; но разве Бог не открывает нам воли своей чрез слово Божие, в котором ясно изображено и написано: «как жить? как поступать в жизни, – что делать и чего не делать?». И если бы мы, как можно прилежнее, изучали Святое Евангелие, непрестанно в нем упражнялись так, как апостол говорит: «Слово Божие да вселяется в вас богатно» (Кол.3:16), – то мы яснее солнца видели бы во всех делах наших святую волю Божию. А не зная Слова Божия, и не имея простоты веры – спросите: кого мы слушаем, по чьим правилам живём? По внушению нашего глупого разума, по своей дурной воле, по действию наших страстей, по обычаю мира, или одних грешных людей. Вот причина – всех наших злостраданий в жизни! О! Если бы мы Бога слушали, мы были бы счастливейшие в жизни! А то не слушаясь Бога, мы заходим в такую трущобу несчастий, что и вырваться не можем. Больно разумные, что себя считаем мудрее премудрости Божией, написанной в Евангелии Духом Святым.

Святый Праведный Иосифе, моли Бога о нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle