Источник

114. Поучение на второй день Рождества Христова

Се дева во чреве приимет и родит Сына

Мф.1:23

Приняла Дева и родила Дева; пришла благодать, а родила Бога – Слова, приняла Духа Святого, а родила облечённого плотию Богочеловека. Это такая тайна, которой удивляется мир Ангельский и род человеческий, но которую никто и никогда не уразумеет; но призирать на это событие, но с благовением принимать умом и сердцем мы даже обязаны: ибо Господь родился для нас, жил для нас, умер и воскрес для нас, вознёсся для нас, и явится на облаках небесных для нас. «Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк.2:11), – сказал Ангел пастырям Вифлеемским. Для прославления и украшения сего великого дня – соберём цветы в саду Божием, – пойдём мыслию и сердцем к Богомладенду, и послушаем первых зрителей сего всемирного чуда, – воззрим с благоговением и страхом, хоть чрез облако достоверных свидетелей на то: как Бог явился во плоти на земле?

Бог, являясь на земле, призывает во свидетели сего великого события и землю, и небо и Ангелов и человеков, и учёных и неучёных свидетелей, – для чего? Для того, чтоб все знали, что Бог дарует то, что обещал, открывает то, что доселе скрывал, – чтоб все видели и знали великую и богатую Его к нам грешным милость. Что Ангел благовествует пастырям: «Сe благовествую вам радость велию» (Лк.2:10), – сказал он, – доселе не было на земле истинной и великой радости: – да и мог ли человек, над которым висела кара Божия, казни Божии, ожидавший вечной смерти – истинно радоваться? Только тот, кому прощены все грехи, кто освобождается от смерти – тому дарована надежда на воскресение и на вечное блаженство, – вот кто только истинно мог возрадоваться: «се благовествую вам радость велию». В чем же эта радость? в том, что Искупитель, Спаситель родился на земле; «яко родися вам днесь Спас» (Лк.2:11). Спаситель, Искупитель, Освободитель от рабства греха, от лютости смерти, и от мучений ада. Вот почему на голос одного Ангела говорящего отозвалось множество Ангелов, поющих: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14). Что это за песнь такая дивная? О чем она говорит? О том, что на небе воздаётся слава Богу – за сие великое и чудное и непостижимое событие на земле, что Бог явился во плоти, – провозглашается на земле всемирный мир – объявляется примирение Бога с человеками чрез тайное и непостижимое рождение Богочеловека, соединение Бога с человеком и человека с Богом, – что всему миру объявляется любовь Божия и благоволение Божие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Об этом самом событии Ангелы дают знать пастырям.

«Се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех» (Лк.2:12). Какое же это знамение? Неужели пастыри нигде не могли встретить подобного знамения – младенца рождённого? Но в этом знамении не могли пастыри не увидеть нечто особенное: старец Иосиф, Дева безболезненно родившая, и, хотя Младенец в яслях, но Ангелами прославляется; не явно ли, что Младенец окружён какою-то тайною и чудесами? Пусть они не могли узнать всю глубину сего таинства, что Младенец сей есть истинный Бог, что ясли знаменуют глубокое унижение падших грешников, что пелены, повивающие Младенца, означают пленицы прегрешений наших, вол и осел – нашу бессловесность, безответность пред Богом, и что почивающий Младенец есть собезначальное Слово Отцу и Духови, – но для пастырей и того достаточно знамения, какое они увидели, по указанию Ангелов.

За пастырями идут мудрецы, восточные, ведомые звездою, и сии не могли не сделаться благовестниками сего, по видимому обычного, а вместе великого события: довольно для них дива в предводившей их чудодейственной звезде: – был ли это Ангел, или некая разумная сила, но все же неподобная прочим звезда небесным . Служащие звёздам мудрецы звездою учахуся. Быть может вполне они не уразумели многознаменательности сего Младенца, но, принесли в дар злато, ливан и смирну – воздали честь, не только как человеку, но и как Царю и Богу.

Христиане! Если всему миру дано сие знамение, то несомненно и нам. О, если бы мы не держались рабства греха, уз смерти и пленниц ада; то и для нас бы Он был – Сей Богомладенец – Искупитель мира, Христос Господь, спасающий нас от проклятия, греха, смерти и ада. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle