11. Поучение в неделю Мытаря и Фарисея
Все призывает нас, Христиане, к Покаянию, – и голос неба и голос земли, и глас Божий, и глас Церкви. – В ветрах, холодах, мразах и в снегах, дающих себя чувствовать, вы видите и небесное и земное учение; в этих молитвах – и песнопениях Церкви – вы слышите голос Божий и голос матери – Церкви: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, – множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный – трепещу страшного дне суднаго» и проч. – Я ли один умолчу и не стану говорить тогда, когда вижу, что грехи наши, эти наши страшные неприятели и враги – могут подвигнуть на нас гнев Божий и могут погубить всех нас: «во стража дах Тя дому Израилеву, – говорит Бог чрез пророка, – и услышиши от уст моих слово, и проповеси им от Мене»3. Вот что говорит Бог чрез пророка: «Я тебя поставил стражем, как бы караульным, часовым над домом израилевым, то есть, над обществом христиан. И если ты увидишь опасность, угрожающую им, и станешь им говорить об этой опасности, и они не послушают тебя, не поберегут себя, – не покаются, и погибнут во грехах своих; то ты не отвечаешь за грешника: кровь его на главе его будет. Но если, видишь опасное положение грешника, если видишь, что грехи умножаются, и гнев Мой за грехи грозит гибелью грешнику, а ты умолчишь и не скажешь ему: “грешник! смертию умрёшь” (Иез.33:8), – и он умрёт не покаявшись, не обратится от пути своего лукавого и в беззаконии своем умрёт; то грех его от руки твоея взыщу, ты будешь отвечать за погибель души его».
«Живу Аз, говорит Бог, – то есть, “клянусь”, что Я не хощу смерти грешника» (Иез.33:11); но хочу, чтобы нечестивый и всякий из них обратился от пути своего лукавого, покаялся и остался бы жив. Вот, чего от нас хочет Бог, и чем угрожает тому пастырю церкви, которого поставил Он стражем над храмом, над домом Своим. Чрез того же пророка Иезекииля, Бог говорит, что как бы ни был грешен человек, но если только исправит свою жизнь, и смерть его застанет покаявшимся; то невоспомянутся его все прежние грехи и неправды; если только он покаялся, переменил свою жизнь, из грешника – стал праведником; так напротив того: если праведник всю жизнь делал добро, был праведен и благочестив; а между тем вдруг согрешил, и смерть застанет его во грехе; то прежние все его добродетели невоспомянутся, – он погибнет в своем грехе, среди которого смерть его застала и поразила: «егда совратится праведник от правд своих, и сотворит согрешение,... и во гресех своих умрёт, то не помянутся правды его, яже сотвори»4; поэтому, подумайте, христиане, сколь опасно наше состояние, – опасно не столько потому, что мы грешники, сколько потому, что мы не приносим покаяния, и что смерть может застать нас не готовыми к смерти, не покаявшимися. Это самое опасное дело: умрёшь с покаянием, бросишь грешные дела, загладишь все неправды, отдашь все долги, очистишь исповедью все грехи свои – не бойся тогда смерти; а если ты и добрый человек, и уже исправил свою жизнь; – но вдруг, по какому-нибудь соблазну, или искушению диавола – ты опять согрешишь – и в этом грехе умрёшь, не очистившись от него Исповедию, не омывши слезами и подвигами покаяния; тогда погиб навеки: – так Бог говорит; итак, приступим, христиане, к дверям Покаяния, – кстати скоро настанет святый пост, если Бог продлит нашу жизнь; – а мы побережём себя от грехов – чтобы не умереть нам нечаянно – без исповеди, без покаяния – без очищения грехов: пост, молитва, слезы, покаяние, смирение и благодать Божия – все в наших руках.
Покаемся, братие, Бог не хочет нашей погибели, но спасения и вечной жизни. Аминь.
* * *