Источник

118. В неделю 13-ю по Пятидесятнице

Мы удивляемся тому, что иной преступник за свой грех сам себе требует наказания. Очевидно это потому, что грех, особенно тяжкий, жестоко мучит человека угрызением совести и делается сам себе судией и карателем. Господь в нынешней причте говорит, что некоторый хозяин насадил виноградник и поручил его возделывать виноградарям; а в свое время послал слуг своих за плодами; но виноградари побили их; также и в другой, и в третий раз они так же поступили; наконец послал своего единородного сына: они вывели его из сада и убили. «Как вы думаете: что сделает этим виноградарям тот господин?» – спросил Господь евреев.-"Очевидно, – сказали они, – злых виноградарей погубит, виноградник отдаст для возделания другим». Как бы так сказал евреям Господь: «Виноградник – это ваша Иудейская церковь, виноградари – вы, которым попечению Бог поручил свою церковь. Слуги Божии – это пророки, к вам в разные века посылаемые; Единородный сын хозяина – это сын Божий, тот, которого вы убьете. – «Как вы думаете: что с вами будет? Как Бог вас за это накажет?» – «Очевидно злых зле погубит, а виноградник, – то есть: церковь, город и государство отдаст другим народам». Таким образом евреи сами над собой произнесли суд и осуждение и кару, вскоре их постигшую. Быть может они сначала и не догадывались и не поняли, над кем они изрекают суд, произнося такой приговор над виноградарями: но после, когда распяли на кресте Сына Божия – они познали свою погибель, но не покаялись и после этого.

Христиане! Что такое христианская, православная церковь? Это собрание верующих, как не тот же виноградник Божий? Что такое пастыри и причт церкви, как не те же виноградари, возделывающие виноградник Божий, чтобы он делами добродетелей приносил плоды во время свое? Что такое вы, как не слуги Божии, которые должны приносить плоды добродетелей своей истинно христианской жизнью? Что такое Апостолы и их учение, как не те же виноградари, невидимо сохраняющие Божий виноградник, наполняя учением своим умы и сердца ваши? Кто такой Сын Божий, которого плотью и кровью мы питаемся? Что такое благодать Божия, как не теплота сердца, согревающая плоды эти? Что такое все таинства, как не благотворные ключи, изобильно изливающие струи благодатные? Пусть мы не участники в распятии Сына Божия на Голгофе; но не распинаем ли мы Его грехами своими и делами своими, не раз только, как Иудеи, но всякий раз, когда только мы грешим? Вот почему нас ожидает более тяжкое наказание, нежели самих Иудеев! Св. Апостолов послал к нам Господь, но слушаем ли мы, читаем ли, знаем ли мы их Боговдохновенные писания? Нам даны святые таинства; но свято ли мы пользуемся этими святынями? Не мертвы ли они для нас, как мертва была буква закона Моисеева для евреев? Исполняем ли мы в точности все то, что написано во святом Евангелии?

Если евреев Господь за нерадение к исполнению закона злых зле погубил; то не погубит ли когда-нибудь всех нас за то, что мы не живем по-христиански? Разве Бог не может передать нашу церковь каким-нибудь японцам или китайцам; если сии, по обращении в христианство, принесут лучшие нас плоды добродетелей? Разве не была церковь наша двести лет под игом нечестивых татар? О, если бы только каждый из нас был наказан за наш тяжкий грех; что, если вся церковь, все общество христианское подвержено будет рабству, падет в руки других народов? Почто мы хвалимся добродетелями, которых у нас нет? Почто хвалимся благочестием, пребывая в нечестии, в служении миру, плоти и диаволу? Эти нигилисты, социалисты, обманщики, безбожники. Эти воры, это повсюдное пьянство, расколы и ереси, все это растлило до костей и мозгов нашу святую церковь. Да, злых зле погубит Господь, а виноградник сей отдаст лучшим делателям. Господи, спаси нас и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle