119. В неделю 14-ю по Пятидесятнице
Много званых, а мало избранных. (Мф.22:14).
Слышите, христиане? – Зовут на пир, зовут многих – верно и нас, и меня, и вас: пойдем, братие, дело доброе – быть на пиру. Кто же это зовет нас? Зовет Бог, зовет и мир, зовет Бог, зовут и люди, иди на тот или другой пир. На мирском, человеческом пиру все же чего-нибудь не достает, а на Божием не может быть в чем-либо недостатка, ибо Бог есть Творец мира и всего на свете, всего, что только необходимо для пиршества. Скажешь, что люди учреждают пиршества на земле; а Бог, живущий на небесах – верно и пир там устроил. Неправда: Бог на земле устроил один пир, а другой на небе; потому что у Него одно царство на земле – царство благодати, а другое – царство славы на небе. Притом – тело наше взято из земли, а душа дана нам с неба: «есть тело душевное и есть тело духовное» – сказал Апостол; есть человек перстный, земной, и есть небесный; поэтому Господь устроил пиршество одно на земле – для земного, перстного человека и другой пир на небе – для небесного человека. Пиршества человеческие кратковременны, – пожалуй раз побудешь – другой раз не позовут, особенно если учредитель пиров забеднеет; а Божии пиры вечны, не кончаемы. Одно только – что может воспрепятствовать быть на пиру Божием, за что могут тебя вывести из-за стола, – это тогда может случиться, когда ты, явившись на пир Божий, не будешь на себе иметь одежды брачной, приличной, украшенной разными добродетелям, – тогда тебя выведут Ангелы Божии из-за стола и бросят во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов.
Где же пир Божий на земле? На престоле Божием – во храме, где преподается верующим Агнец Божий, закланный за грехи всего мира, всегда ядомый и никогда не иждиваемый – это тело Христово и кровь Христова, которые мы вкушаем под видом хлеба и вина. Что самое важное в этом вкушении? То, что кто вкушает тело и пьет кровь Христову, тот по смерти и воскресении своем жить будет вечно и вечно блаженствовать: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный», – сам Сын Божий сказал; а кто не будет вкушать, тот не будет жить вечно и вечно будет мучиться во аде. Скажете: «мы всегда вкушаем тело и кровь Христову». Знаю; но в оправдание ли свое вы приобщаетесь или в осуждение? Имеете ли на себе одежду добродетелей, когда приступаете и вкушаете? Скажете: «священник это знает, который допущает нас к этому»? А если вы скрываете свои грехи, идя на исповедь? А если вы после приобщения опять грешите? Не значит ли это ругаться над величайшей святыней? Подумайте об этом. Но помните, что после земного пиршества званых – достойных ожидает на небе другой пир; да какой пир? Это один Бог знает; на земле, судя по земным вещам – око наше не может подобного пира видеть на земле и языком человеческим о нем нельзя рассказать; ибо хлеб на том пиру будет ангельский, пиво и вино какое-то новое, какая-то сокровенная манна, как говорит Дух Святый, плоды не то золотые, не то серебряные, но непрестанно растущие, пахучие, всем вкусам угождающие, пение непрестанное ангелов, беседа со всеми святыми, одеяние не то златое, не то серебряное, не то белое как снег, не то разноцветное, судя по ризам тех святых, которые с неба на время приходили на землю. Но что об этом говорить? Решиться описывать все, что там будет – значит лгать, помрачать этот пир языком человеческим. Одно только от тебя там при твоем появлении потребуется: ты должен непременно иметь на себе одежду брачную, одежду добродетелей, иначе спросят тебя почему ты не имеешь одежды брачной и столкнут тебя оттуда прямо в ад. Вот почему на Божий пир много званых, а мало избранных.
На земле много христиан, которые думают, что они спасутся и не думают о том, что они, быть может, только имя христианское носят; а дел добрых вовсе в себе не имеют. Мы ничего уже не говорим о тех, которые ради покупки земли, волов, ради семейных связей и по разным другим причинам отказываются от земного пиршества Божия, которые не ходят в церковь, работают по праздникам, ведут жизнь плотскую, не имеют ни дел благочестия, ни дел милосердия. Мы говорим о тех, которые наружно только святы, а духа Христова вовсе не имеют, и приобщаются даже, но служат не Богу, а миру, угождают не Христу, а велиару, творят только то, что угодно плоти и диаволу. Исключите из числа званых на пир Божий и тех и других – и сами увидите, что много званых, а мало избранных, много призываемых к вечному спасению, а мало спасется.
Подумайте об этом, христиане, и спасайтесь. Аминь.