Источник

69. В день Преполовения

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами». (Троп. Преп.)

Братия! Что это за воды благочестия, о которых так пламенно молится св. Церковь? Это христиане, дела благочестия. Надобно иметь жажду к делам благочестия, чтобы совершать их. Есть дела милосердия и есть дела благочестия. Дела милосердия – это милостыня, пропитание нищих, одевание и согревание бедных, сострадание к вдовам и сиротам, оказывание им всякой помощи, принятие в дом или погребение странных, посещение больных и в темнице заключенных. Сии дела дела милосердия надобно делать с любовью, с таким же усердием и ревностью мы должны совершать, выполнять и дела благочестия. Дела благочестия суть: молитва, пост, чтение св. Евангелия, посещение церкви, украшение храмов Божиих, сооружение икон, любовь к Богу и Его святым. Все эти дела называются делами благочестия, все, которые ты сделаешь для Бога и для святых Его храмов. Эти-то дела благочестия мы должны с жаждой делать. Как в жаркий день олень бежит к прохладным струям источника, дабы утолить свою жажду, так христианин должен жаждать, желать и бежать в церковь, жаждать слушать св. Евангелие, жаждать быть в Церкви на Божественной Литургии не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, жаждать и желать слушать Слово Божие и пастырские поучения, жаждать молиться Богу или беседовать с Богом, жаждать соблюдать посты, быть при совершении таинств, при служении молебствий, везде, где призывается Имя Божие, где совершаются дела благочестия. Но сего желания, сей жажды никто не может вдохнуть, кроме Бога. Один Бог Словом Своим и Своей Божественной благодатью может возбудить в нас такую жажду, такое желание: «преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами». «Куда ты идешь?» – спрашиваю убогую и многоболезненную странницу с котомкой на плечах, с жезлом в руках. «Отправляюсь батюшка, в Соловецкий монастырь», или: «иду в Мариуполь к Царице Небесной», или: «иду в Киев, в Св. Горы, в Иерусалим». Вот, братия, каковы те, которые жаждут вод благочестия, которые хотят утолить жажду благочестивой души своей. Когда возвращаются откуда-либо, то ты спрашиваешь: «откуда ты? Где ты странствовала»? «Ах! Батенька, уж мне не быть там, где была недостойная и многогрешная! Я была в Соловках!» Или: «я была в старом Иерусалиме у Гроба Господня, или у гроба св. Христова Николая, или на горе Синай, где Господь дал Моисею десять заповедей. И наплакалась я, многогрешная на той земле, по которой ходил Сам Господь. Сколько слез пролила я у Гроба Господня! И сна мне не было, все плакала и плакала, так и льются рекой слезы. Подумаешь: тут Его бичевали, тут Его распинали Спасителя Небесного, тут Его с креста снимали, тут Его погребали, тут Он воскрес, Господи Боже мой! И все ради нас, грешных! Перенес Он такие тяжелые страдания, и я грешница, здесь, у гроба Его. О, как сладко душе моей! я бы желала умереть на той земле, которая орошена кровью моего Спасителя, моего Искупителя. О, грешница я недостойная»! Так говорит, так чувствует та душа, которая жаждет вод благочестия, она ищет этих вод в далеких странах, на краю света, за горами, за морями. А ты, христианин, почему не имеешь сей жажды благочестия? Потому что ты полюбил мир, и мир тебя полюбил. Ты Бога не любишь, и Бог тебя не любит. А если Бог тебя не любит, то ты погиб, ибо без Бога нет жизни. В Боге только жизнь, Бог только может спасти тебя.

Господи, спаси нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle