Источник

62. На память великомученика и Победоносца Георгия

Братия! Ныне творим память о великомученике и Победоносце Георгие. По истине он великомученик, ибо перенес терпеливо величайшие страдания от злых людей, по истине – Победоносец, ибо победил и людей, и зверей, и стихии, и самого диавола. Какие страдания перенес? Его копьями прободили, тяжелым камнем на груди давили, остриями ножей, вбитых в колесо, на части резали, в негашеной извести жгли, водили по городу в железных сапогах, в которых торчали острые гвозди, и потом голову отрубили. Он был Победоносец, ибо победил величайшую злобу и гнев царя Диоклетиана, победил лютого змия, пожиравшего людей, победил силу огня, острие железа, победил диавола, главного виновника его страданий. За то, когда он был еще на земле и переносил подвиги страданий, то Христос видимо и часто являлся к нему, утешал, укреплял его и говорил ему: «не бойся, Я с тобой». А когда переселился на небо, то получил от Господа свободу и дар являться повсюду на земле и оказывать услуги всем бедствующим. Змий умертвил юношу, он явился и воскресил его. Одна вдовица желала пожертвовать каменный столб в его храм, но никто ей не хотел помочь в этом. Георгий явился и перенес его чрез море. Две девицы и один юноша в плену врагов бедствовали, он схватил их и перенес на место родины. Скажешь: «теперь не те времена, теперь не требуется таких великих страданий для получения спасения». Да не требуется, потому что ныне люди стали слабы и не имеют столько сил и крепости, чтобы переносить оные. Не требуются страдания, зато от всех нас требуется терпение. Разве каждый из нас не имеет врагов, завистников, обидчиков, клеветников, ругателей? Но, увы! у нас нет терпения переносить всякие обиды! Он тебе слово, а ты ему десять. Он ругнул тебя, ты его еще лучше. Он отнял у тебя нечто, а ты у него больше: «меня обирают, – говоришь ты, – стану и я обирать других». Теперь не борются со зверями, а страсти не лютее ли зверей? Тот жену бросил, а там жена мужа. Тот пьянству предался и все до последней нитки пропивает, другой грабежом живет. Один гнева своего не может укротить, другой языка своего не может удержать от осуждения и ругательства. Разве укротить свой гнев, удержать язык, смирить гордыню, потушить пламень похоти, удержать себя от любострастия ничего не стоит? Не равняется ли эта победа победе Георгия Победоносца, перенесшего ужаснейшие страдания? И неужели ты думаешь, что Бог не оценит твоих подвигов? Для Бога подвиги все равны, все достохвальны, но мы уклоняемся от них сами. Малодушный! Ты еще не сражался до крови, как сказал апостол. Ты малого члена языка своего не можешь укротить, ты не можешь своего гнева обуздать, ты не можешь от пьянства удержаться, ты не можешь потушить похоть свою, обуздать чрево, а берешься за укрощение гнева Диоклетианова. Разве ты не также вооружен и щитом веры, и мечем Слова Божия, и оружием Креста. Не так же ли препоясан истиной Евангельской, не так же ли покрыт броней праведности, шлемом Спасения. Разве ты не тот же воин Христов? Почто же ты не ведешь войну против врагов своих душевных, а падаешь на каждом шагу, пораженный и женой, и страстями, и диаволом?

Св. Великомученик Победоносец Георгие, моли Бога о нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle