63. В неделю Мироносиц
Мне надлежало бы говорить ныне о св. женах Мироносицах и о Никодиме, ибо все песнопения церковные ныне восхваляют Мироносиц, которые желали помазать драгоценным миром Пречистое Тело Христово, и Никодима, и Иосифа Аримафейского, честно погребавшего тело Иисусово. Но повсюдное пьянство и буйство заставляют меня говорить о другом предмете. Послушайте меня: каждый грех смертный уничтожает печати Духа Святого, которые возлагаются на христианина чрез миропомазание. И какие же ужасные последствия бывают от этого? Диавол врывается в душу человека и мучит его той или другой страстью, мучит тело и душу или по временам, или постоянно. И вот причина, почему человек бывает иногда злее диавола! Диавол – дух духом и грешит, а человек имеет душу и тело, грешит духом, грешит и телом, грешит внутренно и грешит наружно. Не явно ли, что диавол меньше зла делает, нежели человек? Диавол только действует на мысль, на сердце, на волю человека, но не принуждает его делать зло, ибо человек может противиться, бороться с ним, вести войну против него. Диавол действует невидимо, а человек – видимо. Диавол не может воровать, осуждать, грабить, убивать, злословить, проклинать друга, брата, отца, мать. Нет! диавол не может столько зла наделать, сколько человек, особенно злой. Кто продал Иисуса Христа? Кто ругался над Ним? Кто распинал Его? Не демоны, но люди, человеки. Вот почему и мучения ада для человека бывают двоякие: внутренние и наружные, по душе и по телу. Но пока еще до ада, какие страшные муки совести и болезни тела переносит человек здесь, на земле, особенно пьяница, блудник, грабитель, убийца, гордец, завистник, гневливый. Посмотрели бы, как бросает бес бесноватого человека и во огнь, и в воду, разрывает цепи, разрушает здания, бросается на всякого человека. Вот что значит предаться смертным грехам и открыть в душу дверь для беса! Нет, бесноватый человек бывает злее самого беса! Против беса есть сила Божия, крест, молитва, благодать Божия, а против пьяницы, развратного, гордого, злого никакая святыня не действует. Да, присутствие в человеке какой-либо страсти или того или другого греха смертного есть явный знак присутствия в нем беса. Ты только согреши, а он постарается привести тебя к отчаянию. Отсюда убийцы и самоубийцы, отсюда взаимная брань, ругательство, проклятие, разрушение всего, презрение всего, богохульство, дела, которым сами демоны удивляются. О, Боже! Как злосчастен человек, слушающий диавола! Аминь.