35. На 40 мучеников
«Сии последние работали один час, и ты сравнял их с нами». (Мф. 20:12)
Братия! Не знаю, поняли ли вы ныне прочтенную притчу? Считаю долгом передать вам краткое содержание притчи, слышанной сегодня в храме. Один хозяин имел виноградник, ему нужны были рабочие для очистки сада. Выходит хозяин на рынок или базар поутру рано, чтобы нанять рабочих в свой виноградник, и предлагает каждому рабочему заплатить за день работы динарий или рубль серебром. Несколько человек отправилось на работу с утра за условную плату. Тот же самый хозяин выходит опять на базар, в девять часов нанимает еще рабочих, уже без всякого договора, в двенадцать часов нанимает третьих, а в часа три пополудни вышел и нанял остальных, стоящих на торжище, и сам дал им работу в том же своем винограднике. Наступил вечер – время расплаты с рабочими. По доброте своего сердца хозяин дал всем рабочим по одному рублю, начиная от первого до последнего. Поднялся ропот, выговор хозяину, стали просить прибавки те, которые целый день работали. «Как, – спрашивает хозяин? – Разве я не по рублю на день договорился с вами? Я же не виноват, что у вас такое завистливое око. Бери каждый свое и отправляйся домой». Что знаменует сия притча? Кого нужно разуметь под именем хозяина? Конечно Бога. Кто рабочие? Первые рабочие пророки, апостолы, мученики, вторые – преподобные и праведные, точные исполнители закона, третьи – все христиане православные; последние – покаявшиеся блудники, разбойники и другие грешники. Виноградник, очевидно, Царствие Небесное, Царство благодати. Что, если бы первые святые сказали Богу: «сии последние работали один час, и ты сравнял их с нами?» Допустим, что святый апостол Павел сказал бы Богу: как? «я, который был всю жизнь в трудах, в ранах, в темницах, многократно при смерти. Я, которому от иудеев пять раз дано по сорок ударов, три раза били меня палками, однажды камнями побили, три раза терпел кораблекрушение. И Ты, Боже, мои труды, подвиги и страдания сравнил и одинаково наградил с трудами блудников, прелюбодеев, убийц, воров, разбойников и других, которые пред смертью только покаялись: кто месяц, кто один день и час, и Ты и их награждаешь тем же Царствием Небесным? За что, например, Евдокию блудницу, Таисию, Варвара разбойника, Патермуфия, Феофила Богоотступника, св. 40 мучеников, одну ночь только страдавших, удостаиваешь одинаковой награды со мною». Допустим, что и другие святые, особенно мученики и великомученики, сказали то же Богу. Что бы им отвечал Бог? Его слово таково: так судят люди, но не так судит всеблагий Бог. Разве Бог не мог бы сказать ап. Павлу: «А ты подумай, кто ты был в начале и каких даров благодати ты от Меня удостоился? Да и мог ли бы ты понести все эти великие подвиги, если бы Я тебя не поддерживал»? Нет! Бог на этот ропот, если бы таковой был, чего, конечно, быть не может, сказал бы: «Я обещал дать по динарию всем работавшим в моем винограднике, всем, кто весь день работал и кто только один час, всем усердно работавшим. Все одинаковую награду получат от Меня Царство Небесное: кто всю жизнь работал для своего спасения и кто только последние дни употребил на покаяние, на исправление».
В этой притче для нас, грешных, то дорого, что нам следует только покаяться истинно и совершенно перестать грешить. И мы будем там, где все ангелы, пророки, апостолы, мученики. Христиане! Потрудимся мы хотя немного, в винограднике Божием, в Святой Церкви, в Царстве благодати: попостимся, поплачем, станем подавать милостыню. Перестанем грешить и мыслями, и словами, и делами. Будем поступать так, как написано в Св. Евангелии.
Св. четыредесять мученики, молите Бога о нас! Аминь.