Источник

36. На день 40 мучеников и по случаю пожара41

«Лев возревет, и кто не убоится, Господь Бог глагола, и кто не проречет». (Ам. 3:8)

А что вы, братие, почувствовали, услышавши вчера сперва нестройные удары колокола, потом отдаленный бой барабана, увидели в окно красное зарево пожара, беганье и крик по улицам? Что почувствовали из вас те, которые, поднявшись на возвышенное место, лицом к лицу увидели пожар? Особенно те, которые имеют много долгов, которые дома свои выстроили пополам с грехом, которые доселе были нечисты на руки и знали за собой много чужого, грешного и своего много грешного? Что же, если бы дохнул ветер и поднялась буря, незадолго пред тем свирепствовавшая? Думаю, что в один час большая часть прекрасного града сего превратилась бы в кучу пепла? Вот что значит согрешить в сии святые дни Великого Поста! Вот что значит услышать только пение и музыку, увидеть только с удовольствием грешный пир! И вы, христиане, которые вчера омыли совесть свою Кровию Спасителя, очистили себя от грехов Пречистым Его Телом, имели бесстрашие забыть великие дни страданий Господних и предстоящий день Воскресения, и 40 великомучеников забыли закон, запрещающий подобные зрелища. Мужья и жены, богатые и бедные, старики и дети прибежали послушать музыку, собрались на площади, как бы в пресветлые дни праздников? Церковь сетует, оплакивая грехи народа, а чада ее увеселяются. Церковь воспевает псалмы покаянные, а чада вслушиваются в песни грешные. Церковь облекается в ризы печальные, а чада ее бегут смотреть на пиршество. Церковь призывает на грешников милосердие Божие, а чада ее вызывают на главы свои правосудие и гнев Божий. Церковь омывается слезами, а чада ее покрываются грехами, яко ризой. Обращаю внимание ваше на событие, которое вы называете случайным. Слышим что-то все притихло, как будто пред бурей: шум пирующих и говор веселящихся, но еще вслушивались, еще чего-то ожидали, еще останавливались на улицах. Но что ж услышали? Чего дождались? Тот же барабан, но уже не на пир зовущий, а на пожар, не на песни, но на вопли, не на пение, а на рыдание. О, горе! те самые, которые пировали, которые были не турки, не евреи, но православные христиане, те самые едва спаслись от огня бегством! Где шум? Где бесчинные вопли? Где песни? Где запрещенная в пост трапеза? Все исчезло! Собрались, как весельчаки, а разбежались, как трусы, думая, что вот-вот воспламенится та голова, которая от излишества в пище и питье отяжелела, а пламя несется прямо на дом пирующих. Такой-то воспламенился гнев Божий над пирующими и оскверняющими св. пост. И хотя я всех знаю, кто там был, но умалчиваю о них, а предаю грех их суду Божию, надеясь, что они сознают свой грех и в следующие же дни св. поста принесут чистосердечное покаяние.

Послушайте, братия, я хочу вам при этом напомнить одну историю из великих судов Божиих. Когда Бог посетил Авраама под видом трех странников, то после разговора с ним о тех великих обетованиях, какие обещал ему милосердый Господь, вдруг обращается к Аврааму и говорит: «Вопль Содома и Гоморра умножился и дошел ко Мне, и грехи их весьма велики! Зайду и посмотрю: не уж-то по воплю этому, доходящему ко Мне, все это делается? А если нет, то Я на месте все это увижу и узнаю». «Как! – возражает Богу Авраам, – неужели ты погубишь праведного с нечестивым»? «Нет, – отвечает Господь, – не только ради пятидесяти, но и ради тридцати... десяти и пяти праведников не погублю этих беззаконных городов». Два ангела Божии, которые поспешили вперед, дабы вывести из Содома племянника Авраамова с женой и детьми, сказали Лоту: «мы погубляем место сие: понеже возвысися вопль их пред Господом, и посла нас Господь истребити его»42. Как только вышло из Содома сие праведное семейство, то Господь, как пишется в Библии, «одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь с небеси, и преврати грады сия, и всю окрестную страну, и вся живущия во градех, и вся прозябающая от земли»43. Слышите ли, братие, пять беззаконных городов со всеми окрестностями, полями и садами, и хлебами, с животными и людьми сожжены и превращены в пепел в одно только утро: «и се восхождаше пламень от земли, аки дым пещный»44.

Не знаю, христиане, кто между нами, эта праведная душа, ради которой жизни, молитв и святости Господь пощадил град наш и нас, грешных, от погубления и конечного истребления. Но я совершенно уверен с пророком Исаией, что «аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом и яко Гоморру уподобилися быхом»45.

Христиане, братие! возблагодарим милосердого Господа, пощадившего нас ради праведника своего, может быть, стоящего теперь среди нас, устрашимся раздражать Его своими беззакониями, дабы не разжегся, яко огнь, гнев Его, и мы не погибли бы когда-нибудь нечаянно и неожиданно, подобно тому, как погибли те пять беззаконных городов со всем нашим состоянием. Не грешите более, особенно во святые посты, памятуя, что ныне мы празднуем день 40 великомучеников – сорок свидетелей нашей жизни, наших поступков и грехов. Если Господь, иногда даже одного праведника, как-то: Моисея, Илию Пророка или великомученика Димитрия Миротоца, слушает и исполняет его волю, то, наверно, послушает сих сорока. Что ж, если они за обесчещение своего дня, посвященного их прославлению, умолят Бога низвести с неба не искру, но большой пламень огня на домы виновных?! Тогда смотрите, будут ли пощажены ваши дома, ваши сокровища, ваши семейства и вы сами? Подумайте об этом. Аминь.

* * *

41

Поучение сие произнесено после пожара, случившегося, как раз на то время, когда почти весь город устремился на слушание музыки и на смотрение бала, данного накануне дня 40 муч., командиром войска в г.Ростове-на-Дону, в 1853 году.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle