222. По случаю явления на небе кометы
Что, братие, видели вы комету? Думаю, что видели. Не спрашивайте: что она такое? Откуда пришла и куда она летит? На эти вопросы могут вам отвечать астрономы, астрологи и мудрецы. А мы лучше спросим о том: что она нам возвещает? Милость ли Божию или гнев Божий. Милость Божию за что? За то, что убили царя своего? «Не мы, скажешь, убили», но грехи наши. И я страшусь, чтобы потомки наши не назвали нас цареубийцами, и кровь его не пала бы на нас и на чадех наших, и чтобы за одного убийцу не пришлось бы нам всем отвечать пред Богом. Говорю: не милость, но гнев Божий возвещает нам эта комета, это знамение, этот перст Божий, эта рука Божия, поднятая над нами. На сих днях в нашем приходе умерли скоропостижно три человека: один шел по улице, упал и умер. Другого взяли на телегу живым, а привезли в церковь мертвым. Третий поужинал плотно, выкурил сигару, лег на постель и умер. Не считаю тех, которые такой же смертью умерли в других приходах. Не явное ли это знамение гнева Божия? А что, если такой же напрасной смертью станут умирать люди не единицами, а десятками и сотнями. А ведь эти упоминаемые три мертвеца, как вы сами знаете, были сильного телесного сложения. «Ты нам всегда пророчишь не доброе, а худое», – говоришь ты. Пусть и так. Но как вы думаете: куда отнесены души этих мертвецов? В рай или ад? Если бы ангелы понесли их в рай, то и тогда миродержители тьмы века сего, духи злобы поднебесные или бесы отнимут их из рук ангелов и отнесут их в ад. Почему? Потому что они умерли без покаяния. Преподобный Нифонт однажды видел, что ангелы несли некую грешную душу, их встретили бесовские полки, и вот ангелы не дошли еще до четвертого мытарства, как грешная душа та была отнята бесами из рук ангелов и брошена в бездну ада с поруганием, так как этот человек умер без покаяния, как умерли помянутые три человека. Без сомнения, Св. Церковь могла бы освободить душу и их из ада, но родные живые любят мертвецов только до гроба и не столько думают об их погибели, сколько о своей прибыли. Однажды люди, пришедшие из Иерусалима, сказали Господу, что каменный столп, стоявший при купели Силоамской, пал и убил 18 человек. Что же Господь на это сказал? «Неужели вы думаете, что эти 18 человек грешнее всех людей?» Нет. Но если вы не покаетесь, то все также погибнете, такой же смертью умрете: «аще не покаетесь вси такожде погибнете»229. Спрашиваю и я вас: неужели вы думаете, что все эти три человека, скоропостижно неожиданно умершие, были грешнее всех нас? Нет. Но если мы не покаемся, не перестанем грешить, то также нечаянно можем умереть. Как живем, так и умрем. Живем во грехе, во грехе и умрем: «аще не покаетесь вси такожде погибнете». Если вы не покаетесь, не перестанете ходить в клуб, в театр, гостиницы, в питейные и развратные дома, если не бросите пьянство, распутство, грабление, обман, гнев, злобу, клевету и осуждение, если будете продолжать бесчестить праздники Божии работой, торговлей, пьянством, пиршествами, музыкой и разными увеселениями грешными, то также погибнете, такой же умрете смертью, как эти три человека: аще не покаетесь, вси такожде погибнете. У Бога в руках много есть казней: Он всемогущ. Ему легко поразить мир или огнем, или водой, или войной, или чумой, или холерой, или другой какой болезнью, заразить смертельным ядом. Это море, этот воздух, эти поля, эти дома, наполненные грешниками, и грехами, и беззакониями.
Христианин! Кто бы ты ни был: богатый или бедный, старый или молодой, муж или жена, знатный или нищий, живи ты по-христиански и думай почаще о своей смерти, чтоб она тебя не поразила нечаянно, неожиданно, скоропостижно. Пусть другие пируют, веселятся, гуляют, играют, напиваются, роскошествуют, а у тебя одна должна быть дума, одна мысль: как бы тебе умереть не без ума. Пусть другие строят большие дома, лавки, заведения, суда, паровозы, собирают сокровища, обманывают, обирают ближних, а ты имей одну думу на сердце: как бы тебе умереть не без ума. Пусть другие живут себе роскошно, гордо, распутно, в страстях и похотях, пусть предаются пьянству, отнимают чужих жен, соблазняют дев, а у тебя одна должна быть дума, как бы тебе умереть не без ума. Пусть другие гордятся, осуждают, похищают, злословят, чужое отнимают, буйствуют, судятся, обыгрывают, дерутся, свирепеют: а ты об одном думай: как бы тебя не постигла нечаянная, неожиданная, напрасная, скоропостижная смерть, как постигла этих трех человек. Ибо Сам Христос сказал : «аще не покаетеся, вси такожде погибнете». Аминь.
* * *