Источник

221. Речь, сказанная по освящении дома, М.И.Жеребцова, в г.Таганроге, 15 ноября, 1880 г.

Чего еще не достает к этому великому дому для полного его украшения? Что еще нужно к этим мраморным живописным стенкам, к этой чудной заморской мебели, к этой прекрасной богатой драпировке, ко всем этим дорогим украшениям? Чего не доставало, то ныне совместными нашими молитвами испрошено у Бога: низведено на дом сей и на живущих в нем благословение Божие. Но нам кажется, что для полного украшения его еще чего-то не достает, и притом самого важного и весьма необходимого: «днесь спасение дому сему бысть» (Лк. 19:9), – сказал Спаситель, вошедши в дом Закхея мытаря. А действительно, без надежды на получение вечного спасения не стоит и на свете жить. Кто же дарует нам оное? Не тот же ли Христос – Господь, Который даровал дому или семейству Закхея, который теперь имеет всякую «власть на Небеси и на земли» (Мф. 28:18) Который и теперь посещает тот дом христианский, в котором семейство живет благочестиво, в котором царствует мир, любовь и согласие. Посещает: или редко, или часто, или безвыходно пребывает, смотря по тому редко или часто, или непрестанно живущие в нем христиане приносят Ему молитвы, прошения и благодарения, редко или часто помышляют о Нем, слабо или крепко любят Его, редко или часто приобщаются Его плоти и крови и делаются по душе и по телу Храмом Божиим, Жилищем Духа Святого или Храмом всей Пресвятой Троицы: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и аз в Нем» (Ин. 6:56). Вот оно, в чем наше спасение и всех здесь предстоящих и молящихся, и всех благочестивых и боголюбивых христиан: в нашем уме и сердце, в храме душ и телес наших. «Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17:21), – сказал Господь. О! Если бы Господь не исходно пребывал не только в сем доме, но и в душах и телах всех живущих в нем.

Закхей, мытарь, принявший Господа, виновника вечного спасения только в доме своем рукотворенном и не имевший еще Его в теле и душе своей, так обрадовался посещению Божию, что тотчас решился раздать половину имения своего нищим, а кого чем обидел, тем готов был возвратить четверицей. О! Я знаю, что живущие в сем доме христиане столько же боголюбивы и братолюбивы, так как они никогда не отворачивают лица своего и не затворяют дверей своего дома от Христа и от Его нищих братий и всегда принимают участие в благотворительных делах. Надеюсь, что и дети их, и внуки их никогда не отступят от христианских нравов и обычаев своих благочестивых и боголюбивых родителей. Никак не думаю я, чтобы они, в подражание полуобразованным и полуцивилизованным сынам века сего, позволили бы себе сказать: «отцы наши были старого века, были необразованны, они умели собирать богатство, но не умели проживать оного». Вы сами знаете, что вы воспитаны в духе православной веры и Церкви, а не по духу века сего лукавого. Поэтому вы никак не решитесь после смерти ваших родителей разорять сей благоукрашенный дом и расточать имение на клубы и театры, на игры и увеселения во вред душе и в ущерб вашего вечного спасения. Вы не допустите заимодавцам наложить корыстолюбивые руки на дом сей и на все эти сокровища, – вы не доведете дом сей до того, чтобы в нем завелось царство нечистых тварей, чтоб все эти украшения покрылись прахом и паутиной и чтоб печальный голос нощной птицы, сидящей на крыше дома сего, возвещал бы мимо проходящим о запустении сего дома. И путник скоротечный или какой-либо странник нищий взглянет на дом сей, покачает только головой и скажет: «ах! и я когда-то хлеб ел в этом доме, когда двери оного были открыты для нас, убогих. Не раз и я получал милостыню, когда жили здесь старики, христиане благочестивые, а теперь при детях их. Где это все делось? Все опустело, и двери все наглухо забиты»! Нет! Я этого никак не могу допустить! Быть это не может, тем более, что вам всем из сего дома придется переходить на вечное жительство в такой дом, которого на земле око ваше никогда увидеть не может: этот-то дом нерукотворенный. Устрояйте себе дом, где все вечно: и дома, и человеки и ангелы. О! сколь желательно и мне встретить вас в этом небесном доме и сказать Судии праведнейшему Богу: «вот я и дети мои пред лицем Твоим, прими их в вечныя кровы за то, что они Тебя на земле алчущего кормили, жаждущего поили, нагого одевали, больного и в темнице сидящего посещали, и награди их за то вечным блаженством по неложному обещанию»! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle