163. О неизбежности наказания Божия
«Не убавь ни слова, – говорит Бог пророку, – может быть, они послушают, и обратятся каждый от порочного пути своего, и Я отменю то зло, которое думаю сделать им за злые нравы их». (Иер. 26:2–3)
Слышите ли, христиане, что Бог говорит пророку Иеремии? Он говорит как бы так: «не убавляй, не скрывай, не уменьшай ни одного слова, которое ты слышишь от Меня; все говори, все передавай Иудеям до единого слова. Быть может, они, т. е. Иудеи, послушают и обратятся каждый от пути своего порочного и развратного. И Я, – говорит Бог, – отменю то зло, которое думаю сделать им за злые нравы их». Разве Бог не предвидел, что они останутся упорными? Видел, предвидел и знал, однако велел пророку все пересказать. Вы знаете, какое зло Бог намерен был им сделать? Разорить все города и отдать всех их в плен царю Навуходоносору. Не покаялись Иудеи, и Господь позволил Навуходоносору, царю Вавилонскому, завоевать царство Иудейское, разорить все города, а самих жителей отвести в плен, где они находились семьдесят лет. Не убавляем, не уменьшаем и не сокращаем слов Господних. И мы, когда говорим вам поучения, но не знаем: какое зло Бог предопределил послать за то, что многие христиане не слушают слов Божиих, не обращаются от путей своих порочных, а поступают по своему злому нраву? Надобно ожидать и нам наказания Божия, ибо если есть между нами грешники и не выводятся грехи, то и гнев Божий висит над нами. Скажете: «да теперь, благодарение Богу, мы благополучны, урожаи хлебов прекрасные, рыба ловится обильно, болезней общественных не усматриваем». Погодите, христиане, милость Божия к нам – это последнее Божие испытание. И если эта милость Божия не расположит нас к благочестию, если мы не перестанем пьянствовать, работать и пировать по праздникам, то Бог непременно отнимет от нас милость свою. Скажет слово, и дожди обильные прекратятся, благорастворенный воздух сделается зловредным, поля наши опустеют, море сделается безрыбным, земля под нами сделается железной, а небо – медным. А пoелику грехи между нами не выводятся, то ожидайте и наказания Божия. Сим ли благодарим мы Бога за Его великие благодеяния, что умножаем питейные и распутные дома? Сим ли, что среди семейств повсюду непокорность младших, старшим – споры, хвастовство нарядами, взаимное угрызение, неуступчивость, вопли и драки? Сим ли Бога умилостивляем, что нищие наши томятся голодом тогда, когда все прочие по гостиницам, ресторациям и корчемницам каждодневно пируют? Сим ли, что у нас нет ни воздержания в пище и питие, ни смирения, ни кротости, ни благоснисходительности друг к другу? О, накажет Господь нас, чтоб мы во всю жизнь это помнили. Но подумайте: какого нужно тягчайшего наказания, как отдать человека во власть его собственных лютых страстей! Демоны не могут так мучить человека, как его страсти. Кто мучится больше вора, пьяницы и прелюбодея? Голова тяжела, кости трещат, душа болит, тело не имеет покоя. Разве может исправить свои нравы тот, кто Евангелия не читает, Богу с усердием не молится, в пище и питие не воздержен, смирения не имеет, против ближнего ведет себя надменно, горделиво, осуждает всех и каждого, о благочестии не помышляет, скромности не имеет, о святости жизни не говорит. Что мы за христиане? Какое у нас христианство, если мы ведем себя хуже евреев, хуже татар? Только и знаем: судиться и мириться, мириться и опять судиться. Только споры и …
<нет страниц>