Источник

162. На тот же день

«Наблюдайте, чтоб кто не лишился благодати Божией». (Евр. 12:15)

Благодать есть Божия сила, Божия помощь, Божия милость, Божия жизнь. Но есть ли она в нас? Что мы имели благодать Божию, в том нет никакого сомнения. Мы получили ее вместе с нашим крещением, миропомазанием, причащением и много раз получали ее, когда призывали Бога на помощь. Благодать Божия умножается в человеке от молитвы, от поста, от чтения св. Евангелия и других Боговдохновенных книг, даже от беседы о Боге с благочестивым человеком. Если в нас есть любовь к Богу и к ближним, то мы имеем благодать. Если мы исполняем Евангельские заповеди, то имеем благодать. Если имеем милосердие к несчастным, сострадание к убогим, если покрываем грех брата нашего, если самих себя укоряем, если любим бесчестие более, нежели честь, бесславие более, нежели славу, бедность более, нежели богатство, потери и лишения более, нежели тленное имущество, то явно, что мы имеем в себе благодать Божию. Если более любим быть в церкви Божией, нежели в доме пирующих, в доме плачущих более, нежели веселящихся, если любим песнопения церковные и молитвословия более, нежели празднословие и мирские ликования, то, несомненно, в нас пребывает благодать Божия. Если любим мир, тишину, братолюбие, благоугождение ближнему, если имеем страх Божий, если мы пламенны в молитве, стремимся духом к Богу, мыслью и сердцем чаще возносимся горе, непрестанно помним смерть, суд Божий и геенну, то явно, что в нас пребывает благодать Божия. И вот св. апостол Павел, напоминая нам о благодати Божией, говорит: «наблюдайте, чтобы кто-нибудь из вас не лишился благодати Божией». А горе тому человеку, который лишится, потеряет благодать Божию. Потерять ее гораздо легче, нежели получить. Потерять благодать можно в одну минуту, стоит только согрешить, и благодать Божия оставляет человека, особенно если человек не бросает греха и не прибегает к спасительному покаянию. Если же мы не можем отстать от грехов, если страсти мучат нас, если мы не побеждаем их, не умертвляем, то грех воцаряется в нас, и благодать Божия отступает от нас. Благодать Божия опять может возвратиться к нам, но только тогда, когда удалится от нас грех, когда мы омоем себя слезами покаяния, поучимся смирению, будем изнурять себя постом, покаянием и подвигами всякого рода. Первенствующее христиане могут служить для нас поучительным примером. Каясь во грехах, они убегали в пустыни, скитались в дебрях, заключали себя в пещеры, морили себя голодом, паслись со скотами, всенародно исповедовали грехи свои, становились на колени пред дверями храма Божия, припадали долу, лежали под дождем и снегом или рыдали пред христианами, входящими в церковь, чтоб они за них молились Богу. Ибо, действительно, потерять благодать Божию есть великое несчастье! Потерять благодать чрез грех – значит навсегда потерять милость Божию, любовь Божию, жизнь Божию – значит быть живым мертвецом, быть отринутым Богом, быть врагом Божиим, верной добычей смерти, тления и ада. Чего остается ожидать тому, кто потеряет благодать Божию? Остается ожидать лютой смерти и вечной погибели.

Боже! Боже! не лишай нас Твоей пресвятой благодати. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle