161. На тот же день
«Не противься злу». (Мф. 5:39)
Эти слова, сказанные Господом, Сам Господь так объясняет: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Слушая эти слова Христовы, иной спрашивает: «какая тут правда? Тебя бьют по щеке, а ты подставляй ему и другую; с тебя снимают рубашку, отдай ему и халат или пальто, и оставайся нагим». Все это кажется неправильным по нашему разумению, но не так говорит Господь: «не противься злу. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». «Как же это? – спросят другие, – иной тебя всего изобьет и, пожалуй, убьет, а ты ему должен подклонить голову? Он снимет с тебя одежду, отнимет дом, лавку, судно и пароход. Какая же тут правда»? Но я спрашиваю вас: а если Богу так угодно, чтоб тебя обидели, ограбили? Бог попущает добродетельным страдать в сем мире от нечестивцев и делает это с величайшей и благой целью, так как мы часто против Бога тяжко согрешаем, с Ним неправедно поступаем. А разве мы всегда праведно поступаем? А если не так, то мы должны переносить неправду от людей. Разве может на земле царствовать правда, если здесь добро смешано со злом? Правда постоянно должна страдать от неправды, как и засвидетельствовал своим примером Господь Иисус Христос. Для своего утешения мы можем напомнить врагу о его неправедном поступке против нас, можем пред людьми открыть неправду своего врага, можем просить помощи у людей, но лучше, если прибегнем к помощи и защите Божией, и Он поможет нам, защитит нас, если будет Ему угодно. Если же Он захочет для испытания нашей добродетели, подобно Иову, отнять у нас прежде стадо волов, овец, верблюдов, потом все богатство, всех детей, а затем вооружить против нас друзей, жену, наконец покроет нас струпьями и поразит всякими болезнями, дабы утвердить в вере, очистить, как очищается огнем золото, то можем ли мы противиться пресвятой воле Его?! Почему же и нам не сказать с Иовом: «Бог дал Бог и взял, да будет имя Его благословенно во веки? да будет Его святая воля». Если любим принимать от Бога добро, то должны быть готовы принять и зло. Молитесь, просите у Бога помилования и пощады, а все же помните, что Творец Небесный лучше знает, что нам более полезно: благополучие ли в жизни или несчастье? Для нас, христиан, дорога жизни не может быть усеяна цветами. Мы должны идти узким и тернистым путем, каким шли пророки, апостолы, мученики, сам Христос, который не платил злом за зло и отдал свою последнюю одежду своим мучителям. Мы желали быть святыми, но святыми люди делаются только чрез страдания, а жизнь покойная, мирная, роскошная не ведет к святости. А не оскорбим ли Бога, если на защиту себя станем призывать на помощь людей, а не Бога? Враги даются нам Богом, и борьба с ними доставляет нам нетленные венцы. Враг свое возмездие получит, его Бог накажет вечной смертью и вечными муками. Не будем же скорбеть и молиться о себе, а помолимся за врагов, говоря: «Господи! прости их, не ведят бо, что творят». Аминь.