Источник

129. На тот же день

«Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога». (3Ин. 1:11)

Вот, братия, признак, по которому можно узнать, кто знает Бога и кто не знает Его: делающий добро от Бога, а делающий зло не знает Бога. Так говорит св. евангелист Иоанн. Почему же так? Потому что источник всякого добра есть Бог: сколько Он излил добра на мир видимый и невидимый! Не каждая ли тварь, от великого дуба до малейшей былинки, от огромного слона до малейшей мошки наслаждается жизнью? Не каждая ли украшена красотами, цветами и всякого рода добром? Не смотря на то, что каждая тварь служит на пользу человеку, каждая имеет удовольствие и приятность для самой себя. Каждая чувствует свое бытие, жизнь, удовольствие, самочувствие, самоуслаждение в разной мере и степени, смотря по чувствительности ощущения, самосознания, самодовольствия. Сколько этой твари на небе, на земле: и все хвалят Господа, и все благодарят Жизнодавца, Творца Своего, Владыку и Господа своего. Цветок розы разливает свой запах вокруг себя, дерево приносит приятнейшие плоды, птицы песнями прославляют Творца, звери благодарят Бога по-своему: кто вздохом, кто воем, кто рыканием прославляет Жизнодавца – Бога. И все это живет и движется во славу Божию. Нет твари ни на небе, ни на земле, которая не была бы от Бога, не произошла бы от Бога, не сотворена была бы Богом. Какая бездна премудрости, и доброты, и благости Божией, если она изливает такие щедроты даров на всю возлюбленную свою тварь! Не услаждается ли Сам Бог счастьем всякой такой твари? Не радуется ли сам Бог, видя красоту каждой и слыша излияние благодарности от каждой по мере добра, полученного от Всеблагого Творца Своего? О множестве добра, наполняющего душу человека, и о красотах его дарований мы уже ничего не говорим. Эта необозримая палата дарований – человек: эта душа, это тело, этот разум, сердце, совесть, память, эти силы души, которые объемлют небо и землю, это величие и сила человека, который измеряет небеса, пересчитывает и взвешивает звезды, измеряет землю, разгадывает тайны всякой твари, знает все и всех, и глубины небесные, и пропасти земные: сколько в Нем самом заключается добра: до того, что человек малым, чем умален от ангелов! Он весь чудо чудное и диво дивное. О! Если бы человек не позаимствовал зла от диавола, если бы не своевольничал на земле, если бы не уклонился от законов Бога, ему начертанных, Он вечным царем был бы на земле сей! Но он послушал врага и все потерял. Человек дотоле знал Бога и видел Бога, пока наслаждался добром, ему дарованным, а вкусив плода от змия, ослеп и перестал знать и видеть Бога. Мрак покрыл его очи, разум, сердце и совесть, источники Божии добра, закрыли для него все окружающее его, все твари Божии стали для него враждебны. «Делающий зло не видел Бога»147 и не видит, и не увидит Его, если не раскается в своем зле, если не перестанет грешить, если не отстанет от беззакония, если не возвратит милость Божию, если не откроет слезами своими двери, ведущие в рай, если не возненавидит мир, если не отвратит лицо свое от всех соблазнов и искушений. О! Много надобно подвигов, трудов и слез для умилостивления Творца нашего. Много надобно страданий человеку для возвращения полной и совершенной милости Божией. Бог страданиями Сына Своего Возлюбленного ведет человека к вечному добру и блаженству. Боже! Возврати нам добро, нами потерянное. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle