Источник

127. В неделю 16-ю по Пятидесятнице

«Се другие два таланта, приобретох ими». (Мф. 25:22)

Бог каждому из нас раздает дарования или таланты: одному дает десять, другому пять, иному два, а иному один талант. Каждый из нас наделен дарованиями от Бога, хотя не в одинаковой степени, никто не обижен. Человек, наделенный талантами от Бога, должен умножать их, усовершенствовать свои дарования, в противном случае за не деятельность осужден будет и строго наказан. Оттого-то, кто больше получил дарований, от того и взыщется больше, а кто меньше получил, меньше взыщется. Но как часто случается, что тот, кто имеет от Бога много дарований, много имеет пороков, злоупотребляет своими талантами, не дорожит ими, а иной и мало имеет дарований, но много добра делает, благоразумно распоряжается своими дарованиями, много пользы доставляет себе и ближнему. Иной богач, имея много средств, давать большую милостыню, но пoелику при этой милостыни нет у него любви, усердия к ближнему и смирения, а подает ее с тщеславием, то богатая милостыня его никакой цены не имеет. Две лепты бедной вдовицы оказались многоценнее и дороже пред Богом всякого золота и серебра богатых, потому что вдовица заслужила от Господа больше похвалы. Усердие и смирение бедной вдовицы, так как она со своими двумя лептами все имение свое отдала на церковь, сделали то, что ее милостыня оказалась полновеснее и драгоценнее пред очами Божиими и стяжала ей большую награду на небесах. В Царствии Небесном награждаются не те, которые на земле имели много талантов, но нищие и убогие, которые на земле не имели талантов: и остатками с другими делились, за малое добро вознаграждает их многими, а с тех, которые на земле имеют много талантов: о, как много с них потребуется! Словом, Бог мудро умеет раздавать таланты, мудро и безобидно, и правосудно взыскивать, требовать и наказывать. Не так награждает человека диавол: и он тоже раздает свои таланты людям, но только другой цены, другой доброты, другого достоинства. Каждый его дар – его талант, ложный, фальшивый, смешанный со злом, недоброкачественный. К каждому своему таланту он примешивает свою порчу, яд, каждый его талант служит во вред на погибель человеку. Если и дает человеку какой-либо дар, то дает с тем, дабы совершенно ограбить человека. Дает подделанную красоту, дабы совлещи человека образа Божия, модную одежду, чтобы лишить человека одежды Христовой ризы спасения, старается обогатить человека, чтоб лишить его нищеты Христовой, права на получение благ небесных, делает Богом человека, говоря: «будете яко бози», чтобы вовсе лишить человека образа Божия. Вся Царствия мира сего называет своими и кому хочет, дает их, чтоб лишить Царствия Небесного. Самую разнообразную пищу и напитки предлагает, но как часто хлеб в камень, и рыбу в змею, и питие в яд для человека превращает. Все старание диавола в том, чтоб вдохнуть страсти в человека, ослепить, обнажить его от всех добродетелей. Во всем греховном диавол старается услужить человеку, чтоб сделать его врагом Божиим и разлучить его с Богом. Не должны ли мы поэтому непрестанно думать: кто нам дает таланты или дарования – Бог или диавол? Не мы ли часто говорим: «такому-то в том-то сам диавол помогает, сам бес работает его руками». Если мы начитываем, что диавол служит святым, что бесы дрова рубили и носили и во всем прислуживали им, даже пищу приносили, то почему же диавол грешникам не захочет услужить? Святым он поневоле служит, а грешникам – по доброй воле. Поэтому мы должны различать таланты или дарования Божии от дарований диавола. Первые даются по благодати Божией, а последние – по злобе диавола. Первые – для спасения души человека, а последние – для его погибели. Таков человек. Как часто он вместо дарований Божиих собирает для себя одно тление и прах, вместо счастья уловляет тень, вместо благополучия наживает источник многоразличных грехов и беззаконий! Как часто человек, обремененный богатством, наживает только одну погибель для себя. Господи! даруй нам все необходимое для покрытия крайних нужд наших, но не давай нам ничего лишнего, могущего послужить пищей страстям нашим, и не лиши нас Небесного Царствия Своего. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle