Источник

97. В неделю 25-ю по Пятидесятнице. О недостаточном знании заповедей Божиих

Господь Иисус рече к законнику: в законе что писано есть? Како чтеши? (Лк.10:26).

Евреи все почти до единого знали заповеди Божии. И потому, когда Господь спросил законника: «как читается в заповедях?» Он тотчас ответил: «возлюби Бога всею душою, и ближнего, как сам себя». Но такое знание Господь нашел неполным, как и сам тот законник показал это вопросом о том, кто есть наш ближний. Значит и сам законник понимал только букву закона, а не дух, слова, а не мысли.

Целую историю пришлось Господу рассказать о человеке, впавшем в руки разбойников для того, дабы объяснить дух заповеди о любви к ближнему. Мы не станем повторять эту историю, – вы ее слышали из Евангелия: как один человек был избит разбойниками, и как мимо его земляки его проходили, но не приняли в нем никакого участия, – один Самарянин оказал ему милость, – взял его и привез в гостиницу, где за свои деньги нанял комнату со всем необходимым для больного человека.

В настоящее время, когда мы сказываем поучения, многие из христиан, быть может, скажут: «мы сами все это знаем, зачем нам слушать известное?» Не сомневаюсь, что многие из нас знают евангельскую историю, но знают так заповеди Божии, как тот законник, – знают букву, а не дух, слова, а не мысли. Вы знаете, что 6-й заповедью запрещается убийство: не убей, – и понимаете эту заповедь так: грех смертельный лишить жизни человека. Но понимать так шестую заповедь мало. Убивать человека можно словом, гневом, клеветой, завистью и многим другим. «Гневающийся на брата человекоубийца есть», – говорит Апостол. Убиваем ближнего – нищего, если не даем ему пищи или одежды, когда имеем что дать. Поэтому все богатые и скупые суть убийцы нищих и голодных. То не примется в извинение, что ты говоришь: «не я один богат, а есть другие побогаче меня, они помогут бедным»; но это только отговорка – отговорка нисколько не извинительная. Твои сокровища не твои всецело; часть твоего имения принадлежит бедным, нищим. Все, что употребляешь ты на пищу страстей своих, на лакомства, на удовольствия, на пьянство, на дорогие наряды, экипажи, – все это должно быть употребляемо для нищих. Знай, что ты даешь не нищим, а самому Иисусу Христу, помни, что Христос тебе скажет на страшном суде своем: «я был наг, и ты не одел меня, – голоден, и ты не накормил меня». В 7-й заповеди сказано: «не прелюбы сотвориши» – это не то только значит, чтобы мы не сделали греха прелюбодеяния на деле, нет, – мы даже должны изгонять из сердца своего прелюбодейную мысль; ибо Христос сказал: «кто воззрит на женщину с вожделением, таковой прелюбодействует в сердце своем». Так ли поступают теперь христиане? О, нынешние христиане далеки от заповеди Спасителя. Смотреть, любоваться женщиной, особенно красивой, увлекаться ее наружностью, ее изящным нарядом, возжигаться к ней страстью, нисколько не считается грешным; напротив, увлекаться красотой, станом женщины считается признаком высокого ума, вывеской просвещения. Божие, всевидящее око! Загляни в наши сердца, что там увидишь? А там усмотришь тысячи тысяч похотливых желаний, безрассудных страстей. Итак, оказывается, что мы духа закона евангельского не понимаем. Чтоб разуметь ясно духа, и мысли заповедей, и всякое Божие писание, нужно стяжать Духа Божия, который один знает и испытует все и глубины Божии. Для сего необходимо много молиться и поститься; а даром, без всякого прошения, не дается человеку ни один дар Божий. Мы и те таланты, которые имеем, закапываем в землю, утопая в бездне греховной.

Боже, вразуми, просвети и настави нас на путь истины! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle