Источник

90. В неделю 22-ю по Пятидесятнице. О самоотвержении

«Для меня мир распят, и я для мира». (Гал.6:14).

Один святой Апостол Павел мог сказать эти слова: то есть что для него мир распялся, и он для мира распялся, или яснее сказать, что мир для него умер, что он признает мир мертвым, тленным, не стоящим его внимания, и что также и он распят для мира, умер для мира, не сочувствует миру, не имеет в себе такой части, такой страсти, которая показывала бы его любовь или пристрастие к миру. Впрочем он требует и от каждого христианина того же самого: чтобы каждый из нас разорвал всякую связь с миром, распял бы себя миру, умер бы для мира, и чтобы мир для него умер. Как это? Ведь это не совсем понятно. Надобно помнить, что распятие и смерть одно и то же знаменует; ибо тот, кто распят на кресте, тот должен умереть непременно.

В каждом человеке два человека – ветхий и новый, или грешный и святой, плотский и духовный. Так на ином дереве есть остатки старого, давнего дерева, и есть отростки нового, или зеленые ветви. Старое дерево, или пень, употребляют на топку, а новое пересаживают, или дают ему ход расти, все засохшие ветви отрубают, отсекают. Теперь спросите: что в теле человека старое, ветхое, греховное, тленное? Это все те части души – ума, сердца, памяти и члены тела, в которых есть страстные помыслы, чувствования, движения. Один имеет пристрастие к напиткам – это порча в его теле и душе; другой деньги любит и их ищет, добывает и любуется ими – это пристрастие к деньгам есть страсть, порча, гниль души; иной любит красоту женскую и пылает к ней страстью – это порча, гниль, страсть плоти. Всякую такую страсть Апостол Павел советует умертвить, распять, уничтожить так, чтоб ни одна подобная страсть не жила в теле и душе нашей. Когда мы так распнем себя, умертвим в себе все грешное, или всего ветхого человека, тогда-то и грех не будет жить в нашей душе и в нашем теле. Но для этого надобно, чтоб мир для нас распялся, умер для нас, как будто бы не существовал для нас, так, чтоб мы в нем не имели ни одной вещи, достойной нашей любви, – чтобы мир был для нас как потерянным навсегда. При этом и мы должны быть распяты для мира: все силы, все сочувствия, пристрастие к миру в душе нашей должны быть в нас умерщвлены. Но если ты христианин и не имеешь у себя денег, но ищешь их в своем воображении и услаждаешься мыслью о них; если ты не пьешь хмельного, а припоминаешь пирующих и напитки и воображением одним утешаешься; если вдали живешь, а все помышляешь о женщине, которую любил; если сидишь за скудным столом, а душа твоя носится по гостиницам; то ты еще не умер греху, не распял себя миру, ты не умертвил в себе ветхого человека. Нет, ты отсеки в себе все ветхое, гнилое, страстное, мертвое, – пусть все это умрет в твоем теле, твоей душе, тогда ты только освободишься от греха и будешь жить для одного Бога. «Умертвите в себе блуд, прелюбодеяние, зависть, гордость и всякую похоть злую» – говорит Апостол. Умертвишь, тогда ты, значит, умрешь со Христом, ты будешь иметь надежду воскреснуть со Христом. «Надобно умертвить тело греховное и все страстное, чтоб не быть рабами греху» – говорит Апостол46. Все это необходимо нам, христианам, понять, чтоб на деле исполнить; ибо те только Христовы и Христу принадлежащие дети, которые распяли плоть свою со страстьми и похотьми47, – сказал Апостол Павел; а которые работают греху и страстям и для страстей живут – те погибнут навеки.

Господи! Распни Ты нас Сам и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle