79. В неделю 19-ю по Пятидесятнице
Любите враги ваша. (Лк.6:35).
Христиане! Сей заповедью Господь не заповедал любить злейшего нашего врага диавола, который ищет нашей погибели, но заповедал любить всякого человека; какой бы он ни был враг самый злой, ты должен его ублаготворять и сердечно любить. Не любишь врага – значит злое у тебя сердце. Тот, у которого сердце доброе, – тот врага еще более станет любить, нежели друга. Друзья менее полезны друг для друга, нежели враги. Друг не видит моих недостатков, не исправляет моих пороков, слепо смотрит на мои грехи; а враг тщательно следит за малейшими моими поступками и на каждом шагу готов укорить меня. Это-то и заставит меня быть осторожным, смотреть за собой, избегать всяких ошибок и промахов. К прискорбию, есть много на свете людей, которые врагов не любят; а бесов – своих врагов – любят. Сколько между нами таких, которые лично диавола не любят, но дела диавольские столько любят, что нередко ради любимых грехов готовы отказаться от вечного спасения! Сколько любящих нетрезвость, которые в минуты жажды, волнения крови, готовы за стакан водки всем на свете пожертвовать?! Сколько таких, которые за минуты преступной любви забывают все святое! Сколько пристрастных к деньгам, которые готовы брата Христова продать за сребренники? Да, любить дела диавольские – значит любить самого диавола, от чего да сохранит нас Господь Бог. А человека – врага, какой бы ни был твой враг и ненавистник, люби даже более, нежели самого себя; потому с одной стороны, чтобы исполнить заповедь Христову, с другой потому, что враг внимателен к твоим проступкам и грехам. Другие ищут наставника в деле спасения, мудрого учителя, – ты имеешь врага, – прислушайся только: на какие недостатки, слабости и грехи он нападает; и исправляй жизнь, делайся добрым и душевно благодари его за все его обиды. Враг, какой бы он ни был, не лишит тебя Царствия Небесного, напротив, скорее доставит тебе оное; ибо сам Бог видит твои обиды и озлобления от врага: Он милостивым сделается к тебе, особенно, если ты не виновен в том, в чем тебя враг упрекает. Чем более наносится тебе обид со стороны врага, чем менее ты виновен и долготерпелив, чем с большим смирением принимаешь обиды, и чем более радуешься в своих страданиях, налагаемых на тебя врагом; тем более тебя любит Бог, тем драгоценнейшими венцами Он тебя украсит. Если бы ты через врага своего потерял, как Иов, имение, здоровье, жену, детей – все на свете и при всем этом – если бы ты за все это благодарил Бога; то ты причислен был бы после твоей смерти к лику великомучеников, т. е. к первым друзьям Божиим. Напротив: того человека надобно считать самым несчастнейшим, который в жизни не имел врагов и искушений со стороны людей и со стороны бесов. Это такой человек, от которого и Бог отказался: «Бог кого любит, того только наказывает», – говорит писание, – наказывает через нападение врагов – людей и бесов. После бури только бывает тишина; так, после бурной и многомятежной и страдальческой жизни можно наследовать вечный покой и блаженство праведника.
Господи! Даруй нам великую любовь к великим врагам нашим. Аминь.