Источник

138. О нетлении одних и тлении других тел человеческих

Спрашивали ли вы, христиане, кого-либо о том:, отчего тела святых и не тлеют и издают удивительный – приятный запах; а тела грешников вскоре после смерти тлеют и издают смрадный и отвратительный запах? Обыкновенно на этот вопрос отвечают так: «то святые люди, а мы грешные, – от этого такая разница между мертвецами». Почему бы, кажется, не продолжить вопрос? Почему бы еще не спросить: «отчего же одни святые, а другие люди грешные?» Оттого, что одни верно хотели быть святыми, а другие не хотят быть святыми. Неужели, христиане, вы не хотите быть святыми? Но не для того ли вы в церковь ходите? Не для того ли подаете милостыню? Не для того ли молитесь, поститесь, исповедуете грехи ваши, пьете святую воду, вкушаете святейшую плоть и кровь Сына Божия, чтобы быть святыми, чтобы после смерти наше тело не издавало смрада и не предавалось тлению? Однако? Однако каждое из мирских людей тело всегда имеет отвратительный вид, запах, безобразие и предается иное скорому, а другое нескорому тлению. Действительно, мы все почти то делаем в жизни, все те добрые дела совершаем, которые и святые делали и совершали; но к прискорбию и нашему несчастью, мы много делаем и то, чего святые не делали и не делают никогда. Они не возжигали страстей и береглись грехов. Ничто так скоро не растлевает, не разрушает тела, как страсть, потому что каждая страсть к чему бы то ни было есть огонь разрушающий, растлевающий, разлагающий на части. Возьмите во внимание какую угодно страсть: пьянство, блудодеяние, гнев, зависть, – или какую угодно возьмите страсть, худую привычку, которую человек несколько раз или несколько лет питает, возжигает: иная видимо, приметно, а другая невидимо и неприметно разрушает тело человека. Кто не знает, что от блудодеяния тело скоро или нескоро начинает тлеть, покрывается ранами самыми отвратительными? Кому не известно, что от пьянства, особенно от частого употребления водки портится, перегорает кровь и тлеют печенки? Подобную силу и действие разрушающее имеет всякая страсть, хотя мы того и не примечаем. Одно уже волнение крови – красота или бледность показывает действие страсти, которое бывает так сильно, что от этого люди умирают, например, от гнева. Вот почему святые люди всячески старались умерщвлять, укрощать, усмирять, тушить свои страсти. Так как при умножении крови сильнее и быстрее действуют страсти; то святые очень мало давали пищи своему телу и питались такой пищей, которая уменьшает количество крови и сушит тело. Этим они удаляли от себя причину разрушения тела. Спросите: от чего такой смрад обоняем при погребении мирских тел? От грехов: ничто не имеет такого отвратительного запаха, как грех: почему? Потому, что всякий грех от диавола. Чем чаще пробуждается страсть, повторяется, и усиливается и продолжается: тем скорее разрушается тело; чем больше грехов в человеке, чем долее он грешит и чаще, тем отвратительнее в нем бывает смрад. Всякая страсть есть грех; но не всякий грех есть страсть; однако та и другой от действия диавола; но сила греха и свойство страсти разрушать и производить отвратительный запах. Один старец шел в церковь и ощутил в воздухе смрадный запах: «что ты, брате, думал, когда шел в церковь?» – спросил он молодого инока, впереди его идущего; «блудные помыслы меня смущали», – отвечал инок. Верно диавол напустил ему эти помыслы, ибо они были смрадные. В один монастырь принесли корзину винограда: «нельзя кушать этот виноград – он воняет скупостью» – сказал монах. Подали его волам, и сии не стали кушать. Один старец ударил по лицу женщину – и два года рука издавала смрад. Говорят, что от могилы братоубийцы Святополка много лет распространялся такой смрад, что трудно было мимо проехать и могилу его далеко объезжали. Некий грешник из ада явился к товарищу в монастырь и показал ему из много одну адскую муку – ногу свою, которую точил червь неумирающий, – и теперь тот монастырь в развалинах – никто в нем не может жить от чрезвычайного смрада, даже птица перелетающая падает. Итак, христианин, хочешь, чтоб тело твое не разрушалось и не издавало смрад после смерти – не питай страстей и не греши, и будешь свят и праведен. Я еще ничего не сказал о благодати Божией, которая наполняет то тело и ту душу, которая не питает страсти и хранит себя от всякого греха, – благодать Божия наполняет душу и тело чрезвычайно приятным запахом и хранит тело святых от разрушения. Христианин, сию-то Божественную благодать призывай к себе на помощь. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle