Источник

Иосиф 451

Как мы видели выше, Иосиф был продан братьями своими в Египет. «Премудрый и Благопромыслительный Бог устрояет так, что сами же злоумышленники невольно содействуют совершению будущих событий» 452 предначертанных Провидением. – Подобными же орудиями в руках Провидения Божия являются, затем: Потифар, – вельможа египетский, виночерпий при дворе Фараона, мудрецы – снотолкователи и, наконец, сам Фараон. «Иосиф был брошен в темницу именно для того, чтобы, здесь опять открыв свою добродетель, Иосиф достиг таким образом управления царством» 453. Далее, Господь «попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжении двух лет для того, чтобы настало время и для сновидений Фараона, и по требованию самой нужды, праведник сделался известным по всему царству Фараона» 454. – Затем, когда царь египетский увидел сны, то «сперва Бог попускает испытать всех тамошних мнимых мудрецов для того, чтобы, когда обнаружится их неведение, тогда-то узник, пленник, раб, Еврей предстал пред лице всех, открыл сокровенное для всех и через то всем показал озаряющую его благодать свыше» 455. – Когда Иосиф, вслед за этим, достиг высоты своего внешнего положения, и перед ним смиренно склонились братья его, а затем и сам престарелый отец при встрече с сыном восклонился на конец жезла; тогда «Фараон послужил орудием исполнения снов Иосифа, виденных им тогда, когда он ещё жил с отцом своим» 456.

Сделавшись египетским сановником, Иосиф долгое время не извещал о себе Иакова. Это, на первый взгляд, может показаться несколько странным. Но, при внимательном рассмотрении этого факта, и здесь открываются пути Промысла Божия. Ибо «по предречению, какое было Аврааму, надлежало Иакову с детьми и с потомством переселиться в Египет. Но если бы знал он об Иосифе, то, без сомнения, послав выкуп, возвратил бы его (в землю Ханаанскую). Посему-то Бог оставлял Иакова сетующим, чтобы и домостроительство исполнить, и жизнь его впоследствии соделать более приятною» 457.

Когда настало благоприятное для того время, Иосиф открылся братьям своим, известил отца, и Бог повелел патриарху переселиться в Египет с детьми, домочадцами и всем имуществом своим. «Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, – семьдесят (пять)»458. «Не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но именно для того, чтобы мы видели, от какого малого числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям Божественным» 459. Когда Иаков и дети его прибыли в Египет, Иосиф сказал им: «Если Фараон призовёт вас и скажет: какое занятие ваше? То вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, – и мы, и отцы наши, – чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» 460. «Заметь, какой благоразумный совет даёт Иосиф братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности и не допустить их до смешения с Египтянами» 461. И действительно, «Фараон поселил их в земле Гесем, и через это отделены они были от поклоняющихся овцам и тельцам» 462.

«И жил Иосиф в Египте... Жил же Иосиф всего сто десять лет... И сказал Иосиф братьям своим: я умираю... И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетил вас, и вынесите кости мои отсюда» 463. «Это делал он не без причины и не напрасно, но имел в виду двоякую цель. Первое, – чтобы Египтяне, памятуя о великих его благодеяниях и легко людей провозглашая богами, не имели в теле праведника предлога к такому нечестию. Второе, – чтобы Израильтяне вполне были уверены, что они непременно возвратятся. Ибо если бы это не было достоверно, то он не завещал бы им изнести с собою кости его. И нечто необычайное и дивное открывалось в том, что препитавший всего Израиля в Египте делается и предводителем исшествия его оттуда и вводит его в землю обетованную» 464. Кроме того, завещанием о своих костях Иосиф «показал образ воскресения» 465, «ибо заботился о них не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить» 466, – «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте»467.

Всматриваясь в события из жизни патриарха, святые отцы находили, что «события эти были как бы тенью, в которой предначертаны были истинные дела» 468. «Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас; так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братьям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нёс он им мир от отца; так и жестокосердые всегда Иудеи, увидев Спасителя, говорили: действительно «Сей есть Наследник, убием Его, и наше будет всё (Марк. XII, 7). Иосифовы братья говорили: предадим его смерти и избавимся от сновидений его: таким же точно образом говорили и Иудеи: «приидите, убием Его и удержим достояние Его» (Матф. XXI, 38). Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, продали брата, заклав его в своём произволении; таким же точно образом и мерзкие Иудеи, вкушая пасху, заклали Спасителя. – Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю. И как Иосиф в чертоге (Потифара) попрал всю силу греха, приобретя себе светлый венец за победу над госпожою своею египтянкою; так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там всё могущество самого несносного и неодолимого мучителя. Иосиф, когда победил грех, заключается в темницу до времени принятия им венца; так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб. Иосиф в темнице пробыл двухлетнее время, живя там в великой безопасности; и Господь наш три дня пребывает во аде, как сильный, не потерпев истления. Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу Фараонову, и, как истинный образ Христов, без труда толкует значение снов и предвещает будущее обилие; Господь же наш Иисус Христос возбуждён из мёртвых собственною Своею силою, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь. Иосиф восседает на фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом; и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славою восседает одесную Отца, превыше Херувимов, как Единородный Сын. Когда Иосиф царствовал в Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его к престолу обреченного ими смерти, приводятся, чтобы со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть; и в страхе поклоняются Иосифу, которого не хотели иметь царём над собою; Иосиф, узнав братьев своих, одним словом своим показал убийц; они же, узнав его, стояли изумлённые, в великом стыде, не осмеливаясь говорить и вовсе не имея ничего в своё оправдание, вполне сознав грех свой, совершённый в то время, как продали его; тот, кого представляли они сотлевшим в аде, внезапно оказался царствующим над ними. Так и в тот страшный день, когда Господь приидет на облаках воздушных, сядет Он на престоле царства Своего и, связанные страшными ангелами, приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними. Ибо беззаконные иудеи рассуждали тогда, что если (Он) будет распят, то умрёт как человек; не верили они, несчастные, что Он Бог, пришедший для спасения, – спасти души наши. Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приводя их в страх и трепет: я Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того; так и Господь в светозарном виде покажет крест распявшим Его, и узнают они крест и Сына Божия, распятого ими. Видите ли, как совершенно Иосиф был истинным образом Сына Божия, Владыки своего» 469.

* * *

451

Быт., гл. XXXVII, XXXIX–L.

452

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., III, 353, Быт, 61; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, 47. Епикур., гл. 3.

453

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 376, Бес. 62; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир. VIII, 374, Толк. на кн. Быт., гл. 41.

454

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 386, Бес. 63; – тоже см. Ibidem, стр. 417, Бес. 64.

455

Ibidem, стр. 386–387, Бес. 63.

456

Ibidem, стр. 389.

457

Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 89, Толк. на кн. Быт., вопр. 101.

458

Быт., XLVI, 27.

459

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 426; Бес. 65.

461

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 428, Бес. 65, – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., VIII, 386, Толк. на кн. Бытия, гл. 47.

462

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 386, Толк. на кн. Быт., гл. 47.

463

Быт., L, 22. 24–25.

464

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 470, Бес. 67.

465

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 60, Самаряне, гл. 3.

466

Ibidem, т. VI, стр. 164, Слово якорное, 94.

468

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 351, Бес. 61.

469

Тв. Св. Ефр. Сир., т. II, Москва, 1849 г, стр. 117–119, Слово о прекрасном Иосифе.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle