Источник

Избранные мужи вне рода Авраамова: Мелхиседек и Иов

Мелхиседек470

«В это же время (т.е. во время Авраама) был праведный царь, именем Мелхиседек, в городе Салиме, ныне называющемся Иеросолима. Он был первый из всех священников Бога Вышнего. От него выше названный город Иеросолима получил название Иерусалима; от него же появились и священники во всей земле» 471. «Священник же он был, вероятно, само-рукоположенный (ибо таковы были тогда священники), или ближние его предоставили ему эту честь, по его престарелому возрасту, или сам он заботился о принесении жертв, как Ной, Авель, Авраам, которые приносили жертвы» 472.

Что касается его происхождения, то, по мнению Бл. Феодорита, Мелхиседек происходил, вероятно, от народов, живших в Палестине, у которых был и царём, и священником473. По мнению же Св. Ефрема Сирина, «сей Мелхиседек был Сим. По величию своему, как родоначальник четырнадцати племён, он был царь; но также был он и первосвященник, потому что, по преемству приял священство от отца своего Ноя474. Сим жил не только до времён Авраама, как говорит Писание, но до Иакова и Исава, сынов Авраамова сына. Его вопрошать ходила Ревекка, и Сим сказал ей, что два народа во чреве её, и старший поработает младшему (Быт., XXV, 22. 23). Но Ревекка мимо мужа своего, который так чудесно спасён от заклания, и именно свёкра своего, которому так часто были божественные откровения, не пошла бы вопрошать его, если бы не знала о величии его от самого Авраама и сына его. И Авраам не принёс бы ему десятины, если бы не знал, что он несравненно выше его. Нельзя подумать, что кого-либо из Хананеев, или из Содомлян вопрошала Ревекка, и что кому-либо из них Авраам принёс десятину возвращённого им достояния. Поскольку дни жизни Мелхиседека простирались до времён Иакова и Исава, то вероятно сказанное, что он был Сим. Отец его, Ной, жил на востоке, Сим же обитал среди двух поколений, т.е. среди сынов Хамовых и своих сынов, составляя как бы преграду между тем и другим племенем, ибо опасался, чтобы потомки Хамовы не увлекли его сынов в идолопоклонство» 475.

Ещё Св. Апостол Павел 476 видел в Мелхиседеке образ Христа. «Что же (это) значит? То, что как он (Мелхиседек) поскольку не помнит своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и, поскольку не имел родословной, – безродословным; так и Христос, поскольку не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословен. – Смотри же, как через почесть, оказанную патриарху (Аврааму), внушается нам некоторая тайна. «Изнесе хлеб и вино». Видя образ, помышляй об истине и дивись силе Божественного Писания, как оно заранее и задолго открыло нам то, чему надлежало быть впоследствии» 477.

Иов

У Иова родились три дочери. «Одну «нарече» Иов: «День», другую: «Кассия», третью же «Амалфеев рог» (Иов. XXXXII, 14). Всякому же известно, что еллинское баснословие изобрело рассказ об Амалфее, – этой козе, которая, по баснословию, сделалась кормилицею одного Критянина (Зевса), и у которой, когда отпал рог, из пустоты его, как сложило баснословие, изливалось всё в изобилии. Посему, ужели Св. Писание верило басне, рассказываемой об Амалфее? Сие невозможно. Напротив того, свидетельствуя об изобилии Иовлевой дочери благами добродетели, оно даёт о том знать сим именем, так чтоб рассудительно слушающий Писание по имени уразумел только цель похвалы, без внимания оставив в стороне баснословные рассказы, как и слыша о Кассии и Дне, из сих имён не ароматное какое вещество н не течение солнца над землёю дознали мы, но утверждаем, что в именах содержится указание на добродетельную жизнь так наименованных, и Кассия означает чистоту и благоухание, а День – благообразие предначинаний, как говорит Апостол, что живущие в чистоте именуются «чадами света» (Ефес. V, 8) и «сынами дня» (I Сол. V, 5478.

* * *

470

Быт., XIV, 18–20; Евр. VII. 1–7.

471

Св. Феоф. Ант., к Авт., кн. II, 31, – см. свящ. П. Преображ., Соч. др. хр. апол., стр. 220.

472

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., II, 290, Бес. 35.

473

Тв. Бл. Феодор., т. I, Толк. на кн. Быт., вопр. 56.

474

Ной «был честным иереем во второй твари», подобно тому, как Авель «был иереем в начале твари» (Тв. Св. Ефр. Сир., т. III, стр. 232, Слово о священстве).

475

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 329–330, Толк. на кн. Быт., гл. 14.

476

Евр., VII, 1–7.

477

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 290–291, Бес. 35; – тоже см. – Бес. на разн. места Св. Пис., ч. I, стр.191–200, Бес. на слова: «Сей-бо Мелхиседек, царь Салимский и пр.» (Евр. VII, 1–8); – Тв. Бл. Феод., т. 1, стр. 64, Толк. на кн. Быт., вопр. 65.

478

1) Тв. Св. Григ. Нисск., т. III, Москва, 1862 г., стр. 249–250, Точное изъяснение Песни песней Солом., Бес. 9-я.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle