Иаков
Укрываясь от Исава и идя в Харран, Иаков, застигнутый ночью, остановился на одном месте и ночевал под открытым небом, имея под головой своей камень. Во время этого сна он сподобился увидеть «Лествицу», с высоты которой Господь уверил патриарха в его полной безопасности со стороны врагов его373. «Бог предрекает ему всё, что будет впоследствии, спустя долгое время. Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: даёт обетования, но не тотчас приводит их в исполнение, а сперва испытывает послушание и долготерпение праведника и потом уже обещанное исполняет с великою щедростью» 374. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его»375. Поступая так, патриарх «хочет самым названием придать этому месту достопамятность и сделать его знаменательным для потомков» 376. – Лествица, соединившая расстоящиеся два естества – Божеское и человеческое, – камень, служивший возглавием Иакову, и камень, политый елеем, прознаменовали собою, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, Xриста Спасителя377.
Продолжая свой путь, Иаков дошёл, наконец, до Харрана. Перед городом, у колодца, встретил он Рахиль и помог ей напоить её стада, отваливши от колодца тяжёлый камень378. «Это событие, думаю я, говорит Св. Григорий Нисский, есть загадочное изображение и тень будущего... Долгое время лежал на кладезе разумный Камень – Христос, скрывая во глубине и тайне баню пакибытия, имея ещё нужду в цродолжительном времени, как бы в долгой верёвке, чтобы быть открытым. И никто не отвалил камня, кроме Израиля, который есть ум, видящий Бога. Далее, он же и воду почерпает и напояет овец Рахили, т.е., открыв сокровенное таинство, подаёт живую воду стаду Церкви. Присовокупи к сему и то, что (сказано в Писании) о трёх жезлах Иакова. С того времени, как три жезла были положены при источнике, богатый Лаван стал бедным, а Иаков богатым и имеющим много овец (Быт. XXX, 31–43). Иносказательно же Лаван знаменует диавола, а Иаков Христа. Ибо после крещения Христос взял всё стадо от сатаны и стал Сам богат» 379.
Поселившись у Лавана, «Иаков полюбил Рахиль и сказал (Лавану): я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою»380. Лаван согласился, но когда пришло время отдать Иакову Рахиль, он обманул его и, вместо красивой Рахили, дал больную глазами Лию. Несмотря на это, Иаков, чтобы получить себе в жёны и Рахиль, остался у Лавана и работал ему ещё семь лет, после чего Рахиль действительно стала его женой381. «Иаков, рассуждая, что если Лия останется в доме у Лавана язычника, то семя праведника может уклониться там в язычество, а также опасаясь солгать жене своей Рахили (ибо невеста есть уже и жена), берёт одну, чтобы не изменить данному ей слову, а другую, чтобы не соделалось чрез неё грешным семя его» 382. В том факте, что у Иакова стало таким образом две жены, нет ничего удивительного. «Тогда.... времена были ещё первобытные, начальные...... дозволялось сочетаваться с двумя, тремя жёнами, и ещё более – для распространения человеческого рода» 383.
Чтобы сделать Лию так же любимою, как была любима Иаковом, за красоту свою, Рахиль, Господь наделяет первую плодородием, в то время как вторая лишена была этого384. «Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна (Рахиль) привлекала к себе благорасположение мужа красотою, а другая (Лия) лишённая красоты, казалась нелюбимою; то Бог этой последней подаёт чадородие, а в той заключает утробу, то и другое устрояя по свойственному Ему человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей, привлекая к себе чадородием и любовь мужа, а другая, по причине красоты и благообразия, не восставала против сестры» 385. «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так – я умираю» 386. «Иаков разгневался на Рахиль и сказал (ей): разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева»387. «Рахиль, когда услышала (от Иакова), что нужно ей великое терпение (в ожидании дитяти), чтобы не изнемочь ей от долгого ожидания, говорит Иакову: «вниди» к рабе моей «и да родит на коленях моих», и получу от неё угешение388 (Быт. XXX, 3)». От этой рабы Рахили, Валлы, Иаков имел сыновей: Дана и Неффалима389. «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, и он вошёл к ней»390. «Если сделал ты обиду мне рабынею Рахили, как бы так говорила Иакову Лия, то сделай обиду и ей моею рабынею. Посему, чтобы не огорчать Лии, прекратить раздор между сёстрами и водворить мир в доме, берет Иаков Зелфу, и она зачала и родила Гада и Ассира (Быт. XXX, 10–13)» 391. С этого времени «страсть ревности переходит то на ту, то на другую сторону, и мучит то одну, то другую жену Иакова» 392. Таким образом, «Иаков обручил себе одну жену (Рахиль) по собственной своей воле и должен был взять трёх других (т.е. Лию, с рабынями Каллою и Зелфою) против воли» 393. – В таинственном смысле Лия и Рахиль прообразовали собою еврейскую синагогу и христианскую церковь, а Иаков, сочетавшийся браком с тою и другою – Владыку Христа. «Иаков служил Лавану за дочерей его, говорит Св. Иустин Философ собеседнику своему, Трифону, и будучи обманут в младшей, служил ему ещё семь лет. Лия – ваш народ и синагоги, а Рахиль – наша церковь. Христос поныне служит за них и за рабов их обоих» 394.– Сожительство же патриарха с рабынями предвозвестило ту истину, что «сыны Ханаана» будут наследниками Царства Христова, «наравне со свободными сынами». «Иаков, который сам был, как я сказал, образом Христа, вступил в сожитие с двумя рабынями двух своих свободных жён и прижил от них сыновей, чтобы предуказать, что Христос примет и всех потомков Ханаана, которые находятся среди племени Иафета, наравне со свободными сынами, и будет иметь их всех детьми и сонаследниками; таковы именно мы» 395.
Четырнадцать лет службы Иакова сообщили дому Лавана такое довольство, что последний, несмотря на просьбы зятя, никак не соглашался отпустить его в землю Ханаанскую, и только предложил ему, в виде награды за труды, брать себе вновь рождавшихся коз и овец известного цвета. Иаков согласился и, благодаря одному средству, вскоре же после этого стал обладателем многочисленных стад396. Кладя жезлы при водопоищах, куда приходили утолять свою жажду козы и овцы, Иаков самим видом и цветом этих жезлов содействовал тому, чтобы зачинались и рождались козлята и ягнята нужной ему масти. «Так поступает праведник не по собственному своему побуждению, но так благодать свыше внушала разуму его» 397. «За то, что Лаван был неблагодарен Иакову, Щедролюбивый Господь награждает праведника со щедростью» 398. Так, что «когда, при возвращении своём из Харрана, (вступал он) в землю свою, извёл, как сказано (стада свои) в четырёх полках» 399.
Богатый Иаков сделался предметом зависти в доме Лавана, и Лаван имел ещё меньше желания отпустить его от себя. Тогда патриарх, взяв жён, детей и имущество, тайно оставил дом своего неблагодарного тестя. Услышав об этом, последний погнался за Иаковом, но, по повелению Бога, не сделал ему ничего дурного400. «Для того-то Бог дозволяет Лавану идти и своими устами пересказать Иакову всё, что было речено ему от Бога, дабы и сам праведник с большею поспешностью и смелостью продолжал путешествие, и его жёны, узнав, какого попечения удостоивается Иаков от Бога, отвергли отеческое заблуждение, подражали праведнику и получили отсюда достаточное назидание к Богопознанию. Для них, конечно, не столько достоверны были слова Иакова, сколько слова Лавана, ещё преданного идолопоклонству: потому что свидетельства о вере неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; – и это есть дело благопромыслительной премудрости Божией, которая и самых врагов истины делает свидетелями истины и заставляет их собственными устами подтверждать её» 401. Да «и сам Лаван приобрёл отсюда немалую пользу, получив в словах, реченных ему Богом, величайшее доказательство Божия всемогущества...... Промышление Божие об Иакове вразумило Лавана, как велика сила Господа, и как не может ничто укрыться от Ока Недремлющего» 402. Уходя из дома Лавана, «Рахиль похитила идолов, которые были у отца ея»403. По мнению Бл. Феодорита, «Рахиль украла (идолов) с намерением и отца освободить от суеверия» 404. Святой же Иоанн Златоуст даёт этому факту иное объяснение. ««Украде же Рахиль, говорит он, идолы отца своего». Не без цели и это замечено, а с целью – показать, что дщери Лавана держались ещё отеческих обычаев и имели большое уважение к идолам» 405.
«Страх Иакова относительно (погони) Лавана прекратился, и уже миновал, но его место теперь заступил страх относительно брата. Посему, человеколюбец Господь, желая воодушевить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал узреть ему полк ангелов (Быт., XXXII, 1–2)» 406, как бы ограждавший его. С той же целью, т.е. «чтобы изгнать из души праведника страх и убедить его идти навстречу брату без всякого опасения», Господь благоволил допустить патриарха и до борьбы с Собою407. Боровшийся с Иаковом, по учению Святых Отцов, именно Сын Божий, Второе Лицо Св. Троицы408. «Тогда ещё, говорит по этому случаю Св. Иоанн Златоуст, было время только начинания и предуготовления к совершению нашего спасения, (поэтому) Он и являлся каждому из праотцов только в образах и видениях, как Сам говорит через Пророка (Ос. XII, 10). А когда благоволил принять Он зрак раба и принести жертву искупления нашего, то облёкся в плоть уже не видением только, не мнимым, но истинным вочеловечением» 409. «Так как праведник, по исполнении времени своей жизни, должен был переселиться от сего мира, а Божие о нём попечение и столь великое снисхождение должно было сделаться известным всему роду человеческому, то (повредил Бог у Иакова бедро), «и не ядят сынове Израилевы жилы в широте стегна, яже отерпе»» 410 у патриарха во время борьбы его с Богом. – С другой стороны, это «отерпение жил» было и наказанием патриарху. «Иаков, давши обет Богу, при исшествии своём, ту десятину, которую обещал Богу, в страхе собрал и послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему» 411. После этого события Иаков стал называться Израилем, т. е. Богоборцем412, а от него и все потомки его получили наименование Израильтян413.
Встреча с братом, так тревожившая патриарха, прошла для него вполне благополучно, и он, продолжая свой путь, возвратился в землю Ханаанскую и остановился около города Сихема. Однажды, вскоре после этого, дочь Иакова, Дина, вышла посмотреть на девиц Сихемских. Увидел её сын князя Еммора, Сихем, и похитил её. Братья Дины, мстя за сестру, напали нечаянно на город и истребили мечом всех мужчин, не исключая и Еммора с Сихемом. «Видишь целомудрие детей Иакова? Они считала поступок Сихема величайшим для себя (для своего нравственного чувства) оскорблением» 414. Это обстоятельство, однако же, сильно встревожило Иакова; он почитал себя теперь небезопасным среди соседних Хананеев и двинулся в Вефиль. Но Хананеи не погнались за ним415. «Бог поразил страхом души жителей той страны, чтобы они не погнались вслед за Иаковом. Ибо, вероятно, они хотели отмстить за Сихемлян. Но так как эти события (т.е. избиение Сихемлян) совершились без воли праведника, и Симеон и Левий поступили таким образом в отмщение за оскорблённое целомудрие своей сестры; то Бог не только самого Иакова и сынов его избавляет от мучений страха, но и на жителей страны наведши страх, удержал их от преследования Иакова» 416.
Между тем Иаков окончательно поселился в земле странствования отца своего. Стада его находились под присмотром сыновей, из которых более всех любил он Иосифа. «Особенная благодать свыше делала иного Иосифа возлюбленным отцу и, за душевные добродетели его, возвышала перед всеми братьями» 417. Иосиф жил дома, при престарелом отце, и, по поручению последнего, нередко ходил в поле навещать братьев своих. Братья возненавидели Иосифа за любовь к нему отца, и, во время одного из таких посещений, продали его в Египет418.
Вскоре после этой продажи, брат Иосифа, Иуда, поселился «близ одного Одолломитянина, которому имя: Хира. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял её и вошёл к ней»419, и имел от неё сыновей: Ира, Онана и Силома: «И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей: Фамарь. Ир... был не угоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его»420. После этого «Фамарь решилась обманом разделить ложе с свёкром (Иудой: третий сын его, Силом, был ещё малолетний) и от него родить детей, – не ради похоти плотской; нет, – но для того, чтобы не остаться без имени» 421. Что же касается того, что выбор её при этом пал именно на Иуду, то «тогда Фамарь размышляла сама с собою так: как могу внушить Евреям, что не супружества желаю, но вожделенно мне сокровенное в них благословение? Отказавшись от супружества с Силомом, можно мне показать своё воздержание; но вступив (потом) с ним в супружество, не могу сделать известною веру мою. Не лучше ли иметь мне мужем самого Иуду? Тогда приобретённое мною сокровище обогатит мою скудость, а хранимое мною вдовство докажет, что невожделенно для меня супружество» 422. И она молилась Богу, чтобы Иуда вошёл к ней. «Когда молилась так Фамарь, Иуда выходит и видит её, и, против обычая, уклоняется к ней, как к блуднице (не узнавая её)423, потому что привлекла его молитва Фамари» 424. «А между тем, в этом случае было и промышление Божие, которое и попустило, чтобы намерение Фамари исполнилось на самом деле....., почему и она не подверглась никакому порицанию, ни Иуда не предан осуждению» 425. Бог попустил этому случиться, во-первых, для того, «чтобы Иуда уверился на самом опыте, что не Фамарь была причиною смерти детей его, а сами они понесли наказание за своё злонравие..... Иуда, по неведению, впадает в кровосмешение со своею невесткою и тогда самым делом убеждается, что не по её вине, а за свой злой нрав, наказаны его сыновья. Затем, сознав свой грех и освободив от наказания Фамарь, Иуда «не приложи», сказано, «ктому познати ю»; тем он показал, что и прежде не совокупился бы с нею, если бы узнал её» 426 – «Сверх того, она (Фамарь) обличает этим поступком свёкра в том, что, сам не соблюдая целомудия, принуждал её к целомудренной жизни (Быт., XXXVIII, 11. 24). Это и обнаружил он судом своим» 427. – Затем, Фамарь не подлежит укоризне и суду человеческому, как составляющая звено в родословной цепи Спасителя. «Иуда даёт ей жезл, перстень и гривну, и Фамарь приемлет трёх свидетелей, которые свидетельствовали о Ходатае, имевшем, по преемству, произойти от неё» 428. «Начав отсюда и простираясь далее, ты увидишь, что от детей Фамари происходит и род Иисуса Христа по плоти» 429. – Наконец, «два сына, рождённые Иудою, прообразовали в себе два народа, предъизображением жизни Иудейской и духовной» 430. В самом деле, когда пришло время Фамари родить, сначала показался Зара, но потом он скрылся, чтобы пропустить первоначально Фареса, а за ним вышел и сам431. «Случилось это не просто, но было образом будущего....., – чтобы предначертать, как бы в тиши, что с самого начала явился восток – Зара, образ церкви, но через краткое время снова скрылся, а вместо него возник закон (изображённый Фаресом), который и имел силу долгое время; но потом опять проявился восток-Зара, первоначально происшедший, и (тогда) весь Иудейский закон уступил место церкви...... Надобно... пересказать это в... более ясных словах. Подобно тому, как Зара первый простёр руку, Ной и Авраам, а прежде Ноя Авель и Енох, начали много заботиться о благоугожденш Богу. Потом, когда люди, размножившись, собрали на себя множество грехов, они поимели нужду в каком-либо, хотя малом утешении; и им дан был закон, как бы некая сень, – не так, чтобы он мог изглаживать самые грехи, но чтобы он указывал их и делал их очевидными для самих людей, которые, как малые дети, питаемые млеком, могли бы таким образом прийти в совершенный возраст. Но когда они и это не употребили в свою пользу и, несмотря на то, что закон обличал великость грехов, продолжали ими растлевать себя; тогда явился на землю общий всех Господь и даровал роду человеческому духовную и святую жизнь, которой образ представлял Зара. Посему-то и Евангелист упоминает о Фамари и родившихся от неё детях и говорит: «Иуда же роди Фареса и Зару от Фамари (Матф. 1, 3»» 432.
Между тем Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался там весьма важным сановником и переселил к себе престарелого отца своего и братьев. Иаков прожил в земле Египетской семнадцать лет. Незадолго до смерти своей он призвал Иосифа и обязал его клятвою не хоронить его в Египте. «Я хочу, говорил он, лечь с отцами моими: вынеси же меня из Египта и похорони меня в их гробе». Иосиф поклялся исполнить завещание433. Заповедав перенести останки свои в отчизну, Иаков «желал этого не без цели, но внушая своим сыновьям благие надежды, что и они некогда, хотя не скоро, возвратятся в землю обетования» 434: – «После того Иосифу сказали: вот отец твой болен. Он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема, и пошёл к Иакову»435. Встретив Иосифа, старец, по немощи своей, склонился на конец жезла, которым опирался, «и сам исполнил сон Иосифов, в котором Иосиф видел, что солнце, луна и одиннадцать звёзд поклоняются ему» 436. А «поскольку, по сказанному, муж и жена суть одно тело, то, когда Иаков, представленный в образе солнца, поклонился на верх жезла Иосифова, тогда в нём поклонилась и Рахиль, представленная под образом луны, хотя и не кланялась в действительности» 437.–«И взял Иосиф обоих сыновей своих: Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую, против правой Израиля, и подвёл к нему. Но Израиль простёр правую руку свою и положил на голову Ефрема, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец»438. Благословляя так Ефрема и Манассию, Иаков «имел очи душевные ещё крепкие и верою даже будущее провидел» 439. «Иаков духом провидел образ народа будущего» 440. Переменяя руки, он «явно начертал крест во образ той тайны, что первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший Ефрем» 441.
Потом призвал Иаков всех сыновей своих и их благословил442. «Скажем о них (т.е. о благословениях патриарха) в смысле духовном».......... Рувим. «Как сей первенец Иакова проклят был за преступление своё праведным Иаковом, но проклятие сие снято Моисеем, потомком Иакова; так Богом определена Адаму смерть за преступление заповеди, но пришёл Сын Божий и обетованием воскресения Адаму отменил определение суда, изреченное ему при исшествии из рая». Симеон и Левий «сосуды ярости. Они образ сатаны и смерти. Симеон и Левий в гневе истребили город (Сихем) и, по жажде корысти, расхитили имущестно Сихемлян: а сатана, по зависти, подверг смерти весь мир скрытно, как те избили Сихемлян явно. И смерть с такою же яростью возобладала телами всех, с какою Симеон и Левий овладели имуществом убитых Сихемлян. Но ныне тех, которые тайно умерщвлены грехом, воскрешает Евангелие Господа Нашего, и мертвецов, над которыми возобладала мучительствующая смерть, воскрешает благословенное обетование Сына Божия» 443. «Благословение, данное Иуде, было (также) таинственно: оно предзнаменовало всё то, что относится ко Христу...... Так как, по устроению, Христос имел произойти из колена Иудова, то Иаков, движимый Духом Святым, в словах, обращённых к Иуде, предвозвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и, словом сказать, – всё. «Иудо», говорит, «тебе похвалят братия твоя». Здесь он (Иаков) говорит о покорении Христу всего Израиля. «Скимен львов Иуда»; предрекает о царстве Его, ибо в Св. Писании под образом сего животного изображается обыкновенно царское самодержавие. «Возлег, уснул еси, яко лев и яко скимен; кто возбудит его?». Здесь разумеет крест и погребение Его..... Потом Иаков ясно указывает и время, в какое, по устроению Божию, имел явиться Христос. «Не оскудеет, говорит, князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков». Дотоле, говорит, иудейские установления и князи из Иудеев будут продолжаться, пока приидет Мессия. Да и хорошо Иаков сказал: «дондеже приидут отложенная ему», т.е. Тот, Которому предуготоваво царство. Поэтому-то Он и есть «чаяние языков». Таким образом, Иаков говорит уже и о последующем спасении язычников. «И той, говорит, чаяние языков»: пришествия Его ожидают язычники. – «Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего»; под образом осляти опять предвозвещает приведение язычников. Так как осёл считался нечистым животным, то Иаков и говорит, что нечистые язычники приведены будут с тою же лёгкостью, как если бы кто-нибудь привязал осля к виноградной ветви,–выражая этим и величие власти Христа, и великое послушане Ему народов. Ибо то знак кротости осла, что он не противится, когда его привязывают к виноградной ветви. А виноградной лозе Христос Сам уподобляет Своё учение (Ио. XV, I). Иаков же, под видом виноградной ветви, выражает кротость заповедей Христовых и лёгкость Его закона и тем предвозвещает, что язычникп будут удобопреклоннее к вере, нежели Иудеи.– «Исперет вином одежду свою и кровию гроздия одеяне свое». Смотри, как здесь Иаков назнаменовал таинство. Посвящённые в таинства знают, что значат эти слова... Под одеждою, я думаю, разумеется тело, которое, по предопределению, удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что он назвал «вином», Иаков присовокупляет: «и в крови гроздия одеяние свое». Таким образом, именем крови он означил умерщвление (Христа) и крест, и всё строение Таин. –«Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека». Здесь, под образом вина и очей, он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы его паче млека»: показывает праведность и чистоту Его, как Судии, ибо под образом зубов и млека Иаков не другое что хотел означить, как то, что суд будет так же чист и светел, как млеко и зубы» 444. – «Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших не вдали от Пророков». Иссахар «изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. «И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна», т.е. видит, что церковь Его добра и обитель Его свята, подклоняет выю Свою под крест и соделывается Искупителем от грехов». Дан. «Если потомки Дана судили народ свой, то не наипаче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды и Кому принадлежит царство?» 445. «Я думаю, добавляет Бл. Феодорит, что Дух Божий, предрекший через патриарха о Спасителе нашем, в сем предречении говорит (также) и об Антихристе. Весьма же приличествует ему написанное. Сказано: «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили», т.е. как Спаситель и Господь наш, произшедши из колена Иудина, спасёт вселенную; так губительный змий изыдет из колена Данова; ибо сие говорит и патриарх: «И да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску; и падет конник вспять, спасения ждый Господня» (Быт., XLIX, 17–28). Поскольку Антихрист, употребляя всякого рода оболльщения, покусится уловлять в погибель вводимых им в обман; то патриарх уподобляет его какому-то змию, гнездящемуся в норе, при каком-то пути и наносящему вред мимоидущим. Конём же, думаю, называет он тело, а конником душу. И падение вспять, т.е. лежание навзничь, изображает смерть, потому что таков вид умерших. Под словом же: «пята» дал разуметь обольщение. Поскольку одних оболыцает, а другим причиняет весьма тяжкие мучения; то конём означил тело, по угрызении и повреждении которого бывает смерть, приносящая плоды надежды ожидающим; плод же таковой надежды есть спасение» 446. ««Гад выйдет сомножеством»: это Двенадцать Апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть па раабойника и похитить у него народы, бывшие у него в рабстве». Асир – «Это церковь, которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не царям только, но и всему воинству, сопровождающему царей». ««Неффалим, скорый вестник». Когда Господь учил в пределах Завулоновых и Неффалимовых, тогда слышавшие Его пронесли весть и повторяли доброе слово: вот Тот, Кого мы ожидали». Иосиф. «Как Иаков, вместо первенца своего Рувима, имел опорою Иосифа; так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорою мира в конце его, потому что на Нём, как на столпе, утверждается и стоит весь мир. «...Источник, здание, огражденное» братьями и сынами. И мир силою Господа нашего ограждают Пророки и Апостолы. Иосиф послужил стеною братьям своим, насытив их во время голода: Господь наш стал мысленною стеною для мира, предавшегося заблуждению. На Иосифа восстали родоначальники колен: на Господа же нашего восстали князи народные. «Обратился лук его в крепости»: потому что и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих. «Расслабеша мышцы рук его»: потому что тот и Другой не изощряли и не метали стрел в братий своих: «Рукою сильного», т.е. ради имени Самого Сына, Который у Апостола назван камнем, следовавшим за Израилем в пустыне» (1Кор. X, 4). – ««Вениамин – волк хищник»: это Павел, который был волком для волков и похитил души из власти лукавого. «Вечером разделит похищенное», т.е. при конце мира приимет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои» 447. «И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постелю, и скончался, и приложился к народу своему»448.
«Если кто вникнет в действия Иакова, то найдёт, что они не праздны, но исполнены значения относительно распоряжений Божиих. И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брату и получил имя: Иаков, т.е. запинатель, – который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т.е. победу; ибо для того родился Господь, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в откровении говорит: «и вышел он (как) побеждающий, чтобы победить» (Откр. VI, 2). Потом (Иаков) получил первородство, когда пренебрег им брат; так и народ младший принял перворожденного Христа, когда Его отверг старший народ, говоря «не имеем другого царя, кроме Кесаря» (Иоан. XIX, 15). Во Христе всякое благословение; и посему младший народ восхитил у старшего благословения Отца, как Иаков восхитил благословение у Исава449. Поэтому брат терпел ненависть и гонения от своего брата, как и церковь тоже терпит от Иудеев. – В чужой стране родились 12 колен Израильского народа, так как и Христос в чужой земле должен был родить двенадцатистолповое основание Церкви. – Разноцветные овцы достались в награду Иакову; и Христа награду составляют люди, которые от разнообразных и различных народов собрались в одну когорту веры, как Ему обещал Отец, говоря: «Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследство Твоё и концы земли во владение Твоё» (Пс. II, 8). – И поскольку от множества сынов Иакова после произошли пророки Господни, то необходимо было ему родить сынов от двух сестёр, – как и Христос (родил чад Своих) от двух законов Одного и Того же Отца; и также (необходимо было патриарху родить сынов и) от служанок, –для означения того, что Христос воздвигнет сынов Божиих от свободных и рабов по плоти, всем одинаково даруя дар животворящего нас Духа. – И (Иаков) всё делал ради младшей, имевшей прекрасные глаза, Рахили; она же была прообразом Церкви, ради которой пострадал Христос, Который тогда через Своих патриархов и пророков прообразовал и предвозвещал будущее, приготовляя Свою часть к распоряжениям Божиим и приучая Своё наследие повиноваться Богу, жить в мире, как в странствии, следовать Слову и предзнаменовывать будущее. Ибо у Бога нет ничего праздного или без значения» 450.
* * *
Быт., XXVIII, 10–15.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 227, Бес. 54.
Быт., XXVIII, 16–18.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн Быт., ч. III. стр. 229, Бес. 54.
Св. Иуст. Филос. и Мучен., Разговор с Трифон. Иуд. 86; – Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар., ч. I, стр. 37, Бес. о Лазаре I.
Быт., XXIX, 1–12.
Тв. Св. Григ. Нисск., т. VIII, стр. 14–15, Сл. на д. Светов.
Быт., XXIX, 18.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 358–9, Толк. на кн. Быт., гл. 29.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 258, Бес. 56.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 260, Бес. 56; – тоже см. Ibidem, 262 стр.
Быт., XXX, 1–2.
Быт., XXX, 1–2.
Тв. Св. Ефр. Сир., VIII, 359, Толк. на 30 гл. кн. Быт., – тоже см. Тв. Бл. Феод., I. 80, Толк. на кн. Быт., воп. 86.
Тв. Св. Ефр. Сир., VIII, 360, Толк. на кн. Быт., гл. 30.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 265, Бес. 56.
Тв. Св. Ефр. Сир., VIII, 247, Толк. на кн. Быт., предисл.
Св. Иуст. Фил. и Муч., Разгов. с Триф. Иудеем, 134 – см. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Ф. Муч., стр. 369.
Св. Иуст. Фил. и Муч., Разг. с Триф. Иуд., – 140, – см. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Ф. и М., стр. 377.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 275, Бес. 57.
Ibidem, стр. 278.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 127, Толк. на кн. прор. Осии, XII, 12.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 284, Бес. 57.
Ibidem, стр. 287 и 296
Быт., XXXI, 19.
Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 83, Толк. на кн. Быт., воп. 91.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 281, Бес. 57.
Ibidem, стр. 300, Бес. 58; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 364, Толк. на кн. Быт., гл. 32. – Приток Иордана Иавок потому и назван так, что здесь было Иакову видение сонма Ангелов. (Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 35, Панарий, кн. I, отд. I, гл. 8).
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 305, Бес. 58; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, Толк. на кн. Быт., воп. 93.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., III, 307, Бес. 58; – Тв. Св. Феод., т. I, Толк. на кн. Быт., воп. 93.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., III, 307, Бес. 58.
Ibidem, стр. 308.
Тв. Св. Ефр. Сир., VIII, 365, Толк. на кн. Быт., гл. 32.
Быт., XXXII, 1–32.
Тв. Св. Епиф. Кипр., I, 36, Панарий, кн. I, Отд. I, гл. 8; – тоже см. Ibidem, 52 стр.; – т. VI, Слово якорное, гл. 114.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 321, Бес. 59, – тоже см. Ibidem, стр. 324 и 326.
Быт., ХХХIII гл.; XXXIV, 1–34; XXXV, 1–5.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 331, Бес. 60.
Ibid., стр. 345, Бес. 61; – тоже см. Тв. Бл. Феод., I, 86, Толк. на кн. Быт., вопр. 96.
Быт., XXXVII гл.
Быт., XXXVIII, 1–2.
Быт., XXXVIII, 6–10.
Тв. Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 303. Бес. 62.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 368, Толк. на кн. Быт., гл. 38; – тоже см. Тв. Бл. Феодор., I, 86–87, Толк. на кн. Быт., вопр. 97.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 369, Толк. на кн. Быт., гл. 38.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 363, Бес. 62.
Ibidem, стр. 365.
Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 87, Толк. на кн. Быт., вопр. 97.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 369, Толк. на кн. Быт., гл. 38.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III. стр. 303, Бес 62.
Ibidem.
Быт., XXXVIII, 27–30.
Твор. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 366–367, Бес. 62; тоже см. Бес. на разн. места Св. Пис., ч. I, стр. 438, Обозр. кн. В. 3., Обоз. кн. Бытия; – Тв. Бл. Феод., т.1, стр. 87–88, Толк. на кн. Быт. воп. 98.
Быт., XLVII, 28–31.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., III, 440, Бес. 66; – тоже см. Тв. Св. Бл. Феод., т.1, 92–3, Толк. на кн. Быт., в. 110.
Быт., XLVIII, 1.
Тв. Св. Бл. Феод., т. I. стр. 93, Толк. на кн. Быт., вопр. 111.
Тв. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 367, Толк. на кн. Быт., гл. 37.
Быт., XLVIII, 13–14.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, 447, Бес. 66; – тоже см. Ibidem, стр. 448 и 449.
Св. Ап. Варнавы, Посл. гл. XIII, – см. свящ. П. Преображ., Пис. М. А., 64 стр.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 388, Толк. на кн. Быт. гл. 48.
Быт., XLIX, 1–28.
Тв. Св. Ефр. Сир. т. VIII, 398–401, Толк. на кн. Быт., гл. 49 – тоже см. Тв. Бл. Феод., I, 102, Толк. на кн. Быт., вопр. 112.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 459–465, Бес. 67; – тоже см. Бес. на разн. места Св. Пис., ч. I, стр. 441, Обозр. книг В. Зав., Обозр. кн. Бытия; Св. Ирин. Лионск., Прот. ерес., кн. IV, гл. X, 2 см. Памятн. др. хр. письм., 434–5 стр.; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 95–99, Толк. на кн. Быт., вопр. 112: – Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 393, Толк. на кн. Бытия, гл. 40. – Для большей полноты Святоотеческих толкований касательно некоторых выражений в пророчественном благословении Иакова относительно Иуды, приведём ещё следующие слова Св. Ефрема Сирина, дополняющие собою вышеприведенные толкования Св. Иоанна Златоуста. «Привязывает к лозе жребя свое».... Когда пришёл Господь наш, тогда привязал Он жребя своё к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, – так как Он исполнил на Себе все пророчества, – самым делом исполнить и то, что предано было иудеям в образах; т.е., когда Господь входил во храм в Иерусалиме, вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Своё, или – в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим (Марка, XI, 2. 3). – «Исперет вином одежду свою», т. е. кровью Своею омоет тело Своё, «и кровию гроздия одеяние свое», т. е. кровью Своею омоет плоть, которая была покровом Божества Его. – «Радостотворны очи его паче вина»: потому что истина помышления Его светлее чистого вина. «И белы зубы его паче млека»: потому что прекрасно и чисто учение уст Его». (Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 393–394, Толк. на кн. Быт., гл. 49, – тоже см. Тв. Св. Еп. Кипр., т. I, стр. 226, Об Евионеях; т. V, стр. 254, прот. Антидикан., гл. 12.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 398–401, Толк. на кн. Быт., гл. 49; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 102, Толк. на кн. Быт., вопр. 112.
Тв. Бл. Феод., т, I, стр. 99–100, Толк. на кн. Бытия, вопр. 112.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 398–401, Толк. на кн. Быт., гл. 49; – тоже см. Тв. Бл. Феод., I, 102, Толк. на кн. Быт. вопр. 112.
Правда, Иаков «уловил доброе недобрым средством, – чрез ухищрение» (Тв. Св. Григ. Богосл., т. 1, стр. 76, Слово 3, по случаю удаления в Понт), но, во-первых, это, как мы видели, оправдывалось особыми целями Промысла Божия, а, во-вторых, «Никто, смотря на настоящий порядок дел, не должен требовать от праведников тех времён такого же любомудрия, какое ныне свойственно верным, а пусть судит о делах сообразно времени». (Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 439, Бес. 66).
Св. Ирин. Лионск., Прот. ересей, кн. IV, п. XXI, III, – см. Пам. др. хр. письм., стр. 484–489; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на р. м. Св. П., I, 435, Обозр. кн. Быт., – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 77–78. 84, Толк. на кн. Быт., вопр. 83 и 94.