Источник

Старцы

155. Тот же (брат), не исполнив совета, данного ему старцем относительно пищи, вопросил о том же вторично. Старец отвечал ему так:

Брат! Не потому ли ты отвергнул мои слова, что нашел меня послушным любви твоей. Впрочем и в том, что слова мои остались бесплодными, вина не твоя, а моя: они не суть плод потовых трудов, от того и не имеют силы. Кто вопрошает и ослушивается (отцов), тот раздражает Бога; за вопросом же последует и зависть вражия, а мы до сих пор не узнали еще хитростей демонских. Апостол непрестанно проповедует, говоря: не разумеваем бо умышлений его (2Кор. 2, 11). Дерзай, брат мой! Если бы я не почитал тебя единодушным себе, ради любви Христовой, то не мог бы дать тебе ответа, потому что, как сказал и прежде, не достиг еще такой меры. Но как Бог привязал меня к любви твоей, то снова несмысленно говорю: довольствуйся в течение недели четырьмя лаитинами, как я сказал тебе, а в день воскресный вкушай по немощи или одну похлебку, или горячее. Впрочем не помышляй в сердце своем, что я дал тебе заповедь: это не заповедь, а братский совет. Поприще открыто: течем, да постигнем (1Кор. 9, 24), ибо мы люди тленные и маловременны на земле, – да обретем милость в оный страшный и грозный час о Христе Иисусе, Господне нашем, Которому слава во веки, аминь.

Ответ 156, того же великого старца к тому же, объясняющий силу предыдущего ответа.

Брат! что скажу тебе я, вовсе ничего не сделавший? Хотя ты и говоришь, что ты делал и делаешь, но я не помню ничего о себе, кроме того, что всегда прогневляю Бога делами моими, и потому ничего не ожидаю от дел; надеюсь же спастись, ради человеколюбия Его, ибо Он умер для спасения грешных. Пребываю же я в келлии своей во имя Его, пока Он приидет Сам Собою и скажет мне: что хощеши, да сотворю ти? Тогда скажу и я с оным слепцом: Господи, да прозрю (Лк. 18, 41). Если бы и имел дела, то, боясь осуждения, какое постигло фарисея, не посмел бы говорить о них. Но говорю тебе, брат, что вся моя жизнь и надежда сосредоточивается в Нем: и день и ночь я молю Его подать мне очищение от явных и сокровенных страстей. Что мы смеем сказать о делах правды нашей, слыша: всяка уста да заградятся (Рим. 3, 19) и проч., и еще: хваляйся, о Господе да хвалится (2Кор. 3, 19)? Блажен же тот, кто очистился от гнева и прочих страстей, сохранил все заповеди и говорит: непотребен есмь раб (Лк. 17, 10). Если же делаем одно доброе дело, а другим погубляем его: то польза от того, что всякий день созидаем и разоряем? Презирающий равно славу и бесчестие может спастись о Христе Иисусе, Господе нашем. Тому слава, аминь. Предай меня Господу и безмолвствуй с надеждою, молясь о мне, окаянном и смиренном.

358. Брат вопросил другого старца, говоря: скажи мне, отец мой, кого следует вопрошать о помыслах? И следует ли о тех же самых (помыслах) предлагать вопрос другому.

Ответ прп. Иоанна. Надобно вопрошать того, к кому имеешь веру, и знаешь, что он может понести помыслы, и веруешь ему как Богу, а вопрошать другого о том же помысле есть дело неверия и пытливости. Если веришь, что Бог говорил чрез святого Своего, то к чему здесь испытание, или какая надобность искушать Бога, вопрошая другого о том же самом?

Вопрос 359. А если помысл продолжает смущать кого-либо и по ответе, полученном от отцов?

Ответ прп. Иоанна. Значит, что он, получив наставление, пребыл праздным и не исполнил в точности и прилежно повеленного ему; (почему) и должен исправить сию погрешность, исполнив в точности то, что слышал; ибо если Бог говорит во святых своих, то лжи тут нет.

Вопрос 360. Того же ли самого должно вопрошать вторично об одном и том же, или нет? Знаю, отец мой, что мне было сказано не делать известного дела, но я вторично спросил того же о том же самом и получил ответ сделать оно. Что это значит?

Ответ прп. Иоанна. Брат! Судьбы Божия бездна многа (Пс. 35, 7). Смотря по сердцу вопрошающего, Бог влагает (слово) в уста говорящего ему или к испытанию его (вопрошающего), или потому, что сердце его переменилось и он удостаивается услышать иное; или другие, участвующие в том же деле, переменились, и Бог иначе говорит во святом Своем. Так говорил Он чрез Исаию и Царю Езекии; ибо после того сказал ему: заповеждь дому твоему, умреши бо (4Цар. 20, 1), сердце Царя изменилось, и он опечалился. Тогда Бог чрез того же самого Исаию сказал ему: се приложи Бог к летом твоим других лет пятьнадесять (4Цар. 20, 6). Если бы Он сказал сие чрез другого, то в сем был бы соблазн, что святые (об одном и том же) говорят различно. И опять, говоря сообразно с сердцем Ниневитян чрез Иону, Он сказал: по триех днех превращу град (Ион. 3, 4). Когда же сердца их пременились к покаянию, Бог явил на них Свое великое долготерпение и пощадил город за то, что он изменился к лучшему (Ион. 3, 10). Потому никто не должен когда-либо переменять вопрошаемого святого, но вопрошать опять того же самого. Может быть нужно будет, чтобы Бог, по какой-либо причине, изменил ответ, и сие совершается чрез того же святого, дабы иначе не произошло соблазна.

Вопрос 365, того же. Как должно поступать вопрошающему отцов: неужели он в точности должен исполнять все, о чем вопрошает?

Ответ прп. Иоанна. Не все, но только то, что говорится ему как заповедь; ибо иное – простой совет по Богу, а другое – заповедь. Совет есть наставление не понудительное, (а только) показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу (для получившего оную).

Вопрос 366, того же. Ты, отец мой, сказал мне различие заповеди и совета, по Богу данного. Скажи мне и признаки их, по чему они узнаются, и какая сила обоих?

Ответ прп. Иоанна. Если ты сам прибегаешь к отцу духовному, вопрошая его о чем-либо, не потому, чтобы желал получить заповедь, но для того, чтобы услышать от него лишь ответ по богу, и он скажет, что следует тебе делать, – ты непременно должен исполнить сие. Когда поступишь так и получишь скорбь, не смущайся, ибо так бывает к твоей же пользе. Если же не пожелаешь сделать, то хотя и думаешь, то не нарушаешь заповеди, потому что принял ее не как заповедь, но тем не менее ты захотел презреть полезное и должен осуждать себя за то: ибо надобно верить, что все, исходящее из уст святых, служит к пользе слышащих. То же самое (надлежит разуметь) и тогда, когда (старец) сам от себя скажет тебе что-либо, подвигнутый помыслов по Богу, хотя ты вовсе ни о чем не спрашивал его: что и случилось однажды. Некогда один из братий хотел идти в город, а другой старец, сам от себя (не будучи спрашиваем), сказал ему: «если ты пойдешь туда, то падешь в блуд». Тот не послушался, пошел и пал. А когда особенно спрашиваешь о каком-либо деле, желая получить заповедь, тогда должен сделать поклон и просить дать тебе оную; получив же, опять сделать поклон, чтобы давший ее благословил тебя, и сказать ему: «Отец мой! сверх того, что ты дал мне заповедь, благослови меня и помолись, чтобы я соблюдал ее». Знай же, брат, что дающий заповедь дает ее не просто, но помогает молением и молитвами, чтобы ты мог сохранить ее. Если же, забывшись, не сделаешь ему поклона для того, чтобы получить благословение, – не думай, чтобы заповедь упразднялась чрез сие, ибо она и в таком случае имеет силу; а только ты принял ее не так, как бы надлежало, и не в порядке. И если можешь, то не обленись пойти сделать поклон и испросить благословение; если же не можешь сего сделать, то помышляй, что ты принял заповедь с невниманием.

Вопрос 367. Когда я прошу дать мне (заповедь), а старец не имеет намерения исполнить сего, или напротив, когда не прошу дать заповедь, а он даст мне оную: вменяется ли в таком случает сказанное им в заповедь и следует ли необходимо сохранять ее? Так как существуют правила церковные и изречения отеческие, письменно преданные, то неужели и их мы обязаны соблюдать как заповедь?

Ответ прп. Иоанна. Если тот, кого ты вопрошаешь, не имел намерения дать заповедь, то сказанное им не вменяется тебе в заповедь, хотя бы ты и сам просил сего. Если же он рассудил дать тебе заповедь, хотя ты сам и не просил о сем, то сказанное им есть заповедь и надобно сохранять ее. И то надлежит принимать как заповедь, что определяют правила догматические, или изречения отцов, сказанные в виде определений. Но утверди сие в своих мыслях не иначе, как по вопросе у отцов: потому что ты сам не можешь правильно разуметь силу оных изречений. Итак, вопроси отцов и лучше покорись тому, что они скажут, и сохрани сие нерушимо, при помощи человеколюбивого Бога. по молитвам святых. Аминь.

Вопрос 368, того же. Ежели нарушу заповедь по искушению: как поступить тогда?

Ответ прп. Иоанна. Приняв заповедь от святых и нарушив ее, не смущайся и не отчаявайся до того, чтобы вовсе оставить ее; но помни сказанное о праведном, что он седмерицею на день падет и восстанет (Притч. 24, 16), и Господне наставление Петру, чтобы он седмьдесят крат седмерицею прощал брату своему (Мф. 18, 22). Если же Он людям заповедал так прощать, то тем более сам простит, как богатый милостию и превосходящий щедротами все и всех, Который ежедневно взывает чрез Пророка: обратитеся ко Мне, и обращуся к вам (Зах. 1, 3). Милостив бо есть (Иер. 3, 12). И еще: и ныне, Израилю (Втор. 4, 1), и проч. Но слыша, что заповедь не упраздняется, берегись, как бы не облениться и не придти в нерадение, потому что сие очень опасно; но даже и в вещах, кажущихся малыми, не презирай заповеди. Если же приметишь относительно их нерадение, то постарайся исправиться, ибо от такового нерадения приходит человек и в большие согрешения.

Вопрос 369, того же. Помысл внушает мне не вопрошать святых, чтобы уразуметь полезное, и по немощи моей, презревь оное, не согрешить.

Ответ прп. Иоанна. Помысл сей весьма вреден; отнюдь не слушай его. Ибо кто уразумев (полезное) согрешит, тот всячески осуждает себя; а кто согрешит, не разумея полезного, тот никогда не осуждает себя ,и страсти его остаются неисцеленными. Для того и внушает ему диавол (такой помысл), чтобы страсти его остались неисцеленными. А когда помысл внушает тебе, что ты не можешь исполнить ответа, по немощи, тогда вопрошай так: «Отец мой! Я желаю сделать то-то, – скажи, что мне полезно, хотя я знаю, что. если ты и скажешь мне. я не могу исполнит ьи соблюсти сказанное; но лишь для того желаю научиться, дабы осуждать себя, что презрел полезное, это ведет тебя и к смирению. Господь да сохранит сердце твое молитвами святых. Аминь.

Вопрос 620. Брат погрешил в (некотором деле) и, многократно слыша от аввы: «скажи только «прости», ожесточившись, не сказал сего. Авва же, произнеся молитву с тремя земными поклонами, едва убедил его сказать: прости. Когда же брат сей уходил в свою келлию, авва сказал ему: «брат, будучи наедине, в своей келлии, испытай сам свое сердце, и найдешь, отчего случилось с тобой такое ожесточение». Когда же брат тот сделал сие, то пришел, повргся пред аввою, сознаваясь в своей вине, и просил возвестить дело это великому старцу Варсонуфию и попросил его сотворить о нем молитву.

Ответ прп. Варсонофия. Брат! Внимай себе. Ты пожелал, чтобы я посеял на поле твоем; никто не принуждал тебя к тому; смотри же, не допускай того, чтобы диавол между твоею пшеницею посеял плевелы – пищу огню. Говорю тебе: ты вопросил меня о своих помыслах. Отцы же говорят, что кто вопрошает старцев, тот должен и сохранять советы их до самой смерти, а кто не сохраняет их, тому это послужило в погибель. В сердце твоем кроются злые и лютые помыслы. Зачем увлекаешься ты смертоносными помыслами о том, что овсе и не существует? Диавол представляет тебе свет тьмою и тьму светом; горькое показывает тебе сладким и сладкое горьким (Ис. 5, 20). Жизнь видится тебе смертию и смерть жизнью, ибо враг обходит рыкая, иский кого поглотити (1Пет. 5, 8) тебя живым, а ты не разумеешь того. Если бы не покрывала тебя рука Божия и молитвы святых, то ты впал бы в его обольщение и в погибель. Авва твой говорит тебе божественные слова для пользы и спасения души твоей, – ты отвергаешь их, и потому никогда не придешь в познание жизни. Авва трудится о тебе, как о собственной душе своей, прося и святых помолиться о тебе, чтобы ты избавился от сетей диавольских и смерти, и спасен был в обитель Господню. И если он так трудится о тебе, то не должен ли и ты сохранять слово его более, нежели собственную твою душу? Но, насыщенный всегдашним пребыванием при нем, ты удовольствовался сим, тогда как тебе не должно бы было иметь сего насыщения, и надлежало молиться, чтобы сподобиться такого пребывания и чтобы не послужило тебе к осуждению всегдашнее при нем пребывание, и тщательно исполнять повеления его с великим страхом и трепетом, дабы через него низошло на тебя благословение Божие, и ты избавился обольщения вражеского. Да не сбудется на тебе слово Писания: яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный (Втор. 32, 15). И (тогда) исполнится над тобою: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаида, яко аще в Тире и Сидоне быша силы были, бывшие в вас, древле убо во вретище и пепле покаялися быша (Мф. 11, 21). Да не услышишь и ты: возненавидел еси наказание и отверг еси словеса моя вспять (Пс. 49, 17). Зачем многократно искушаешь ты себя: сам, начиная разговаривать с некоторыми, не переносишь того, что они говорят, но сердце твое ослепляется завистью и клеветою и наносит смущение. Многократно претыкался ты и (падая) разбивал лицо свое, а все еще не стыдится медное чело твое, и не преклоняется железная выя, как и брат Иоанн уже говорил тебе. Кто, поступая так, получил спасение? Сначала поступил так Каин, и он был проклят Господом; после него исполины, – и они утонули в воде потопа. Хам и Исав были отринуты от святого благословения. Фараон ожесточился, и вода Чермного моря потопила его и бывших с ним. Дафан и его сообщники воспротивились Моисею, и земля поглотила их и домы их. И если, по свидетельству Писания, священника противившегося поглотила земля, то как осмелился ты противиться повелевавшему тебе сказать: «прости», и не сказал сего, и удалил себя от смирения Божия и от слов отцов, которые говорят: при всяком случае надобно иметь смирение, чтобы во всяком деле и слове говорить: «прости»? Ты же много раз слышал (убеждения к тому) и не сказал сего; но и то, что ты сказал после, было неистинно, потому что ты сказал это вынужденно, а не с покаянием и умилением. Доколе будешь ты жестоковыен  и необрезан сердцем (Деян. 7, 51)? Рассмотри, что никто не поступает с тобою жестоко. Зачем подаешь ты диаволу руку и силу на погибель души твоей? Трезвись вперед, брат мой, бодрствуй и пробудись от тягчайшего сна и упоения без вина, которое владеет тобою. Где смирение? Где послушание? Где отсечение своей воли во всем? Если же в одном отсекаешь свою волю, а в другом нет, то явно, что и в том, в чем ты ее отсек, ты имел другую, свою же волю. Ибо повинующийся повинуется во всем; и такой не заботится о своем спасении, потому что за него отвечает другой, – тот, которому он предал себя в повиновение и вверил себя. Итак, если хочешь спастись и жив быти на небе и на земле, то сохрани сие, и я буду отвечать за тебя, брат; если не будешь нерадив, то смотри сам. Не теряй надежды, ибо это радость диаволу. Я убедил авву принять тебя в недра свои, как то и случилось. Он не желал сделать сего за твое непослушание, но я убедил его принять тебя со страхом Божиим, как родного сына, а не как прелюбодейчище. И ты вверь себя ему во всем со страхом Божиим. И свидетель мне Отец, Сын и Святой Дух, что я принимаю на себя все попечение о тебе перед Ним, и с меня взыщет Бог кровь твою, если не нарушишь слов моих. Положи же начало с нынешнего дня, вспомоществуемый рукою Божиею. Вот, ты обновился, сохраняй себя и не внимай безрассудным и неполезным словам. Господь да даст тебе разум и силу услышать и исполнить. И если со временем еще пожелаешь вопрошать меня, не поленюсь отвечать тебе, что Бог, для удостоверения сердца твоего, вложит в уста мои сказать тебе, ко спасению души твоей о Христе Иисусе. Аминь.

Вопрос 820. Я уверен, что всё внушаемое вами есть от Бога и потому считаю себя обязанным непременно то исполнить; но поскольку полагаю, что все, принадлежащие к Церкви, соблазнятся на меня за подобное избрание, и помысл мой отягощается от сего, то что повелишь мне: поручить ли делá церковные тем, на которых вы указали мне, или тем, которые кажутся нам способными на сие?

Ответ. Господь сказал: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). А возненавидеть жизнь – значит пребывать в подвижничестве и вместе с тем отсекать и свои хотения; и таковой не обращает уже внимания ни на словá человеческие, ни на человекоугодие, а на богоугодные вопрошения и на ответы, исходящие из уст святых. Тот же, кто вопрошает, должен веровать, что Бог по сердцу его влагает (слово) в уста вопрошаемого, ибо сказано: «да даст тебе (Господь) по сердцу твоему» (Пс. 19, 5). Вот и оказалось, что мы люди и не можем терпеть поношений и оскорблений от других; если и пожелает кто назидать всех, то не может (сего сделать), потому что не все желают одного и того же. Ты вопросил меня о совершенстве, о том, чтобы предоставить всё Богу, то есть избрать, кого Ему угодно; но когда мы услышали решение, то не могли понести оного, и не знаем того, что люди не так видят вещи, как видит их Бог. Люди судят только о явном, примешивая к тому же и свою волю; Бог же знает сокровенное и глубины сердечные и зрит будущее, как настоящее. Большую пользу принесло нам познание того, что в нас пребывает еще человеческое. Сознáем же меру нашу, где мы, и смиримся, дабы получить благодать смиренных; помолимся Богу, дабы Он, подобно тому, как дал пророку Иезекиилю вместо человеческого кала коровий помет (Иез. 4, 15), и израильтянам царя (см. 1Цар. 8, 7, 9), когда увидел, что они хотят сего, – благоволил снизойти немощной воле нашей. И вот благость Его снизошла нам и изменила прежнюю волю Свою. Итак, если укорим себя, говоря: мы еще едим зелие, то Бог сподобит нас и твердой пищи, приличной совершенным о Христе. Аминь.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle