Еда (при немощи)
Вопрос 507. Прошу святыню твою, отец мой, я немощен душою и телом и несколько дней уже чувствую болезнь телесную, так что бываю вынужден принимать пищу по утрам; часто употребляю я и купанье, и случается, что иногда душа моя благодарит Бога, говоря: «Он попустил на меня сию болезнь за многие грехи мои», а иногда скорблю и говорю с малодушием: «Верно, я недостоин, как все прочие, один раз в день спокойно вкушать хлеб мой». Но опять возражает мне помысл: «Разве можно противоречить Богу? Или Он не знает всего? Разве без Него может что-нибудь случиться? Потерпи с благодарением». Прошу тебя, отец мой, ради милости Божией, помолись обо мне и объясни, как мне поступать, чтобы не быть поглощенным печалью.
Ответ. Твоя святыня написала святыне моей помолиться о твоем боголюбии. И я, неразумный отец, прошу тебя, разумного сына, сделать то же и помолиться обо мне, погубляющем дни свои в суете. Ты говоришь, что хотя однажды благодаришь Бога, а я – никогда. Но не могу промолчать и потому говорю, как думаю, что кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает его. Снеди возбраняются нам для того, чтобы предохранить нас от пресыщения и возбуждений телесных, а где немощь, там упраздняются их действия, потому что где немощь, там и призывание Бога. Я рассуждаю так: давать телу, по мере потребности его, действительно нужно; и благодарение в немощи избавляет человека от осуждения, ибо Бог не требует от человека того, что выше его силы. Как я думал, так и сказал. Не утверждаю, чтобы я непременно сказал истину, но объявил лишь то, что было у меня на сердце. Впрочем, испытай сам и найдешь, что тебе полезно; а меня прости, никогда не могущего промолчать.
508. Тот же брат, будучи болен и не в силах совершать свое молитвенное служение стоя и принимать пищу однажды в день, просил того же великого старца помолиться о нём и дать ему наставление касательно сего.
Ответ. Когда евреям предлежало освободиться из рабства египетского, они терпели великую скорбь и тесноту, находясь между морем и варварскими руками. И, несмотря на знамения и чудеса, которые очи их видели на египтянах и во всей стране Египетской, они забыли Бога, сотворившего чудеса сии, и близки были к отчаянию в своем спасении, видя, что фараон со всею своею силою хочет напасть на них. Один только Моисей остался среди них непоколебимым в уповании на всесильного Бога. Но так как «близок Господь... ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144, 18), то, когда Моисей взывал от сéрдца и дверь молчания лежала на устах его, Сердцеведец отвечал: «что ты вопиешь ко Мне?.. подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше... и покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его» (Исх. 14, 15–16).
Так и здесь. Есть болезнь, и есть запинание бесовское: отсюда ско́рби и смущение помыслов. Тело ослабевает от болезни и запинается отягощением от бесов. А когда Моисей возопиет молча, то есть ум будет бодрствовать и взывать, во время ли сидения или возлежания, то услышит его Знающий «тайны сéрдца» (Пс. 43, 22), и исполнится слово Писания: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5, 2). И Господь запретит морю, говоря: «Открой путь людям Моим», – и тогда потонет фараон со всем воинством, и народ получит тишину, чтобы совершать праздник Богу. Итак, стоишь ли ты, или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу, днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные. Принимать пищи можно и дважды в день; вкушай ее благочинно и со страхом Божиим – и, без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу.
Прошу же тебя помолиться обо мне, чтобы я благодушно и с веселием мог идти путем, простертым предо мною, ровным, углаженным, – путем, полным мира, радости и веселия, света и радования, которым невозможно насытиться и кроме которого нет иного.
Вопрос 509. Тот же брат, получив облегчение в болезни, вопросил того же великого старца: Отец мой! Когда я вкушаю пищу, то очень отягощаюсь, но и поститься не могу. Тело мое слабеет и бывает со мною пот, а нечувствие сéрдца и гордость удаляют от меня слезы.
Ответ. Брат! Приветствую тебя о Господе и молю Его укрепить любовь твою и дать тебе терпение. Знай же, что брань демонская отягощает тебя при вкушении пищи для того, чтобы ввергнуть тебя в расслабление. И со мною диавол долгое время вел брань и очень отягощал меня, и каждую ночь возбуждал во мне рвоту; но когда я стал мало вкушать пищи, то он переменил брань свою, и лишь только я начинал принимать пищу и влагал частицу в рот, извергал ее рвотою. Я варил себе по две снеди, чтобы приятнее мне было вкушение, но и то было ухищрение демонское; благодатию же Христовою, терпением и благодарением оно прекратилось. Я был так бессилен, что и сказать нельзя, но не уступал врагу, а понуждал себя, доколе не укрепил меня Господь.
Брат! Так поступал я немощный, а ты более внимаешь себе, и Бог пребывает с тобою. Тебе никто не завидует, кроме одного[диавола], которого да упразднит Господь.
Что касается поста, то преклони выю твою, вспоминая жизнь Отцов и их бдения, смирись сердцем и, если можешь, потерпи до девятого часа, а если не можешь, то не заботься; старайся же сохранять пост внутреннего человека, исполняя заповедь «не есть от древа» и предохранять себя от других страстей. Сей пост внутреннего человека приятен будет Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста. Ты сказал о слезах, что нечувствие сéрдца и гордость удаляют их от тебя; истреби сии страсти, и тогда, при помощи святых, получишь слезы. Пот твой происходит от охлаждения, согрей себя немного, и Бог поможет тебе. Помолись и обо мне – расслабление мое ввергает меня во многие напасти, однако я не отчаиваюсь, имея Бога Милостивого.