Источник

Добрые дела

Вопрос 398, того же. Кто хочет сделать доброе дело, но лишь ради своей собственной прибыли или по другому побуждению своей воли, тому вменяется ли сие в правду?

Ответ прп. Варсонофия. Мы знаем, что если кто, соблюдая пост, примешает что-нибудь к нему по своей воле или постится, ища человеческой славы и приобретения от нее, то пост его бывает мерзок Богу. И израильтяне постились, но, поскольку во время поста делали обиды и исполняли свою волю, Бог укорял их чрез пророка Исаию, говоря: «таков ли тот пост, который Я избрал?» (Ис. 58, 5) – «уста Господни изрекли это», – так и здесь. Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, нечисто и неприятно Богу. Сие можно познать и из Божественного закона; он говорит: «по́ля твоего не засевай двумя родами семян» (Втор. 9, 11; Лев. 19, 19), «в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся». И если хочешь убедиться, что сказано так о делателях, то Екклезиаст указывает на это, говоря: «Да будут во всякое время одежды твои светлы» (Еккл. 9, 8), показывая тем, что дело сие должно быть всегда чисто. Если же примешивается к делу что-либо по особенной воле делающего, то оно уже осквернено и неугодно Богу. И Господь касательно дел говорил Своим ученикам: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнáете их» (Мф. 7, 15–16). Итак, постараемся делать дело Божие не ради чего-либо другого, но только ради единого Бога. Если же не так, то Бог не имеет в нас нужды, чтобы дело совершалось через нас, ибо не оскудеет у Бога человек, чрез которого дело Его будет исполняться непорочно. Итак, делая благое, будем бодрствовать над собою, чтобы как-нибудь, ради воли нашей, не сделать труд наш бесполезным.

Вопрос 402, того же. Могут ли демоны сообщить кому-либо благое? И чем обнаруживается, что это демонское? И какое различие сего и Божиего блага?

Ответ прп. Варсонофия. Иному может казаться, что он получает благое, а сие бывает от лукавого к обольщению его; всякое же благо, происходящее от диавола, к обольщению человека, будучи с точностью рассмотрено, оказывается призрачным, ибо диавол лжец и нет в нём истины (см. Ин. 8, 44), как доказывают последствия оного (мнимого блага). Свет его оканчивается тьмою, по слову Апостола, который говорит о вестниках диавольских, преобразующихся в служителей правды: «но конец их будет по делам их» (2Кор. 11, 1–5); и Спаситель говорит: «По плодам их узнáете их» (Мф. 7, 16). Если следуешь разумно и рассудительно, найдешь, что в мнимом, от диавола происходящем благе, не было и следа блага, но или тщеславие, или смущение, или что-нибудь подобное; а Божие благо всегда умножает просвещение и смирение сéрдца и доставляет человеку тишину. А когда, по незнанию, пострадаем в чём-нибудь от обольщения лукавого и после познаем в сем искушение, то воззовем себя и прибегнем к Могущему упразднить оное искушение. Надобно же знать, что иным бывает с самого начала удобопонятно такое различие; грешникам же по окончании искушения, подобно тому как искусный золотых дел мастер, взяв золото в руку, может и прежде испытания его огнем сказать, каково оно, неискусный же узнает то не прежде, как по испытании его огнем.

Вопрос 403. Когда обнаружится, что мнимое благо происходит от демонов, то изъясни мне, как можно избежать опасности, сопряженной с сим?

Ответ. Доброе мы всегда должны почитать добрым. Если же доброе по испытании окажется злым, то надобно отвергать его. Как кто-нибудь, видя снедь, почитает ее доброю, а вкусив и ощутив горькое, тотчас выплевывает ее изо рта по причине неприятного от горечи вкуса (как, например, грецкий орех, миндаль и т. п. по вкусу своему считаются хорошими плодами, но если окажется из них горький и человек будет есть его, то наполнит желудок свой горечью, и будет сам виноват в том) – точно так и здесь. Если человек будет поруган демонами и, познав сие, скажет: «Владыко Господи! Я был поруган врагом, прости меня», – то Господь и простит его, ибо Он Милостив. Знай же и то, возлюбленный мой, что Бог никому не попускает искуситься более, чем он может понести (см. 1Кор. 10, 13). Будем же во всём приносить Ему моление, и Он различит истинное от мнимого. Тому слава вовеки, аминь.

Вопрос 404. Когда мне кажется, что какое-либо дело будет по Богу, помысл же сопротивляется мне, препятствуя исполнить его как неблагое, из чего я могу узнать, что оно действительно благо?

Ответ. Когда тебе кажется, что какое-либо дело будет по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему, то из сего самого познается, действительно ли оно по Богу. Ибо если в то время, когда мы молимся, сердце наше утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда, будет ли оставаться противоположный помысл, оскорбляющий нас, или нет, познаем, что дело оное по Богу, ибо благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвою оно (благое) умножается. Если же кажущееся добро будет внушено диаволом, а притом будет и сопротивление, от него же происходящее, тогда и самое мнимое благо умаляется, а вместе и мнимое сопротивление, ибо враг представляет, что он сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез то самое обольстить нас принимать сей помысл за добро.

Вопрос 405, того же. Как же это? Когда доброе будет без ско́рби, разве оно уже и не по Богу? И когда случится сделать небольшое благотворение, а помысл не встречает скорби, ужели мною сделано сие безвременно и сделанное неугодно Богу? Прошу тебя, отец мой, просвети мое сердце.

Ответ. Если кто, сделав доброе дело, видит, что помысл его не встречает скорби, то не должен быть беспечным, как будто и пройдет без скорби, ибо всякое благое дело принадлежит пути Божию, и неложен Сказавший: «тесны врата и узок путь, веду́щие в жизнь» (Мф. 7, 14). Если же и не случится ско́рби среди доброго делания, но после оного невозможно бывает не поскорбеть человеку. Когда кто с усердием делает доброе, то не ощущает скорби; когда делает его без усердия, тогда ощущает ее. Иногда человек и не знает даже того, что скорбь многообразно постигает нас. И если внимательно поищем, непременно найдем ее, или прикрытую тщеславием (ибо и в нём заключается причина скорбей), или каким-либо лицом, препятствующим нам, или тем, что впоследствии снова нуждаемся в употребленном нами на благотворение ближнему, то есть видя, что у нас в руках ничего не осталось, приходим к раскаянию. После сего где найдем помысл без скорби? Итак, не вникнув в последствия, не следует почитать себя безопасным от скорби, ибо скорбь хранится для неразумных и в последствиях дел; разумный же всегда ожидает встретить скорбь если не сегодня, то завтра, и не смущается, говорит Писание (см. Пс. 118, 60). И блажен, кто всегда имеет пред глазами своими, что «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23, 1), и помышляет, что Бог силен, как Ему угодно, устроить с рабами Своими, – такой не жалеет о том, что употребил на благотворение. Итак, если и встретим скорбь, да будет нам известно, что Бог попускает ее к испытанию нашему, потому что никогда не презирает боящихся Его и особенно творящих благое ради имени Его.

Вопрос 407. Также, когда делаю что-нибудь благое, как я должен смирять свой помысл? И как укорять себя, совершив благое?

Ответ. Для смирения помысла, когда бы совершил ты все благие дела и сохранил все заповеди, вспомни Сказавшего: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не сто́ящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10), тем более, когда мы не достигли еще и того, чтобы исполнить и одну заповедь. Так всегда должно думать и укорять себя при благом деле, и говорить себе: не знаю, угодно ли оно Богу. Великое дело – творить по воле Божией, а исполнить волю Божию – еще большее: это есть совокупность всех заповедей; ибо сделать что-нибудь по воле Божией есть дело частное и меньшее того, чтобы исполнить волю Божию. Посему-то Апостол и сказал: «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп. 3, 13). И сколько он ни простирался вперед, не останавливался, но всегда видел себя недостаточным и преуспевал; ибо он же (Апостол) сказал: «кто из вас совершенен, так должен мыслить» (Флп. 3, 15), то есть чтобы преуспевать. Сказал также, что, если и иное что мыслите, и то откроет вам Господь.

Вопрос 408, того же. Когда исполняю заповедь, как мне избежать высокомудрия, дабы знать, что, сделав и благое, я чужд оного?

Ответ. Брат! Добрые дела должны мы и признавать добрыми, и прибегать к ним как к добрым, ибо не следует доброе считать злым. Но если кто делает доброе не по цели богоугождения – это доброе оказывается злым, по намерению делающего. Каждый должен стараться о том, чтобы всегда делать доброе, и впоследствии благодатью Божиею дается ему и то, что делá его будут уже совершаться по страху Божию. Итак, когда чрез тебя делается благое, благодари Подателя благих как Виновника блага оного, себя же укори, говоря: если бы и я хорошо проходил сие дело, то мог бы быть соучастником сего блага – и тогда подастся тебе помолиться Богу с умилением о том, чтобы Он сподобил тебя быть участником во благом деле, чрез тебя совершившемся.

Вопрос 409, того же к тому же. Если случится мне показать долготерпение в каком-либо деле, то помысл мой высокомудрствует; что же следует мне помышлять?

Ответ. И пред сим я уже сказал тебе, что, когда случится тебе сделать что-нибудь доброе, ты должен знать, что это дар Божий, данный тебе по благости Божией, ибо Бог всех милует. Внимай же себе, чтобы по слабости своей не погубить милость, Им на тебя являемую, которая простирается и на всех грешников. Данного тебе Господом на добро не теряй во зле; теряется же дар сей, когда похвалишь себя как долго терпевшего и забудешь облагодетельствовавшего тебя Бога. Сверх сего навлечешь и осуждение на себя, как скоро осмелишься приписывать себе то, за что должно воссылать благодарение Человеколюбцу Богу. Апостол говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4, 7). Помыслу же, который хвалит тебя за что-нибудь, говори: плавающие в море и во время тишины не забывают, что они находятся еще в пучине, но всегда ожидают бури, опасностей и потопления; случившаяся же на краткое время тишина не приносит им полной пользы, потому что они считают себя безопасными лишь тогда, когда придут в пристань. Случалось же со многими и то, что и при самом входе в пристань корабль их утопал. Так и грешник, пока пребывает в мире сем, должен всегда страшиться потопления. Итак, никогда не прельщайся поверить помыслу, который хвалит тебя за доброе дело. Всё доброе есть Божие, и по нашему нерадению мы не можем обеспечить себя, что оно пребудет с нами. Как же после сего посмеем высокомудрствовать?

Вопрос 477. Когда хочу сказать о добром деле или сделать его и, боясь, чтобы не произошло от него смущение в сердце, избегаю оного, хорошо ли делаю или нет?

Ответ. Если, желая сделать или сказать что-либо доброе, боишься, чтобы не произошло в тебе смущение и собственно потому избегаешь оного, то поступаешь неправильно, ибо уступаешь врагу и не избежишь смущения: он не перестанет при всяком деле наводить на тебя смущение, и страсть твоя еще более усилится. А когда будешь делать дело с молитвою и страхом Божиим, то помощию Божиею смущение упраздняется.

Вопрос 776. Когда делаю что-либо несправедливое и пото́м исправляюсь в том, помысл мой высокомудрствует, внушая мне, будто я сделал нечто благое; что я должен в сем случае говорить ему?

Ответ. Скажи ему: несправедливо поступающий подвергается наказанию, а кто исправляется в своей несправедливости, тот избегает наказания и заслуживает похвалу: иное – делать доброе, а иное – поступать несправедливо. Одно угождает Богу и готовит нам вечный покой, другое же прогневляет Его и готовит вечную му́ку. Это и есть то самое, что говорит Давид: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15). Но без Бога мы не можем сделать ничего благого, ибо Он сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5); и Апостол говорит: «Что ты имеешь, что бы не получил? А если получил, что хвалишься, будто не получил?» (1Кор. 4, 7). А потому, когда мы и в делании благого не можем высокомудрствовать, тем более в удалении от злого. Великое безумие – вменять себе в похвалу то, что не согрешаем. Внимай же себе, брат, чтобы не прельстили тебя лукавые демоны, которых да упразднит Господь молитвами святых Своих. Аминь.

Вопрос 842. Если сомневаюсь относительно какого-либо дéла: должен ли я сделать его или нет, скажи, как мне поступить?

Ответ. Если тебе встретиться какое-либо дело, троекратно помолись о нём Богу, прося в молитве, чтобы не уклониться от воли Его, и если после сего помысл будет продолжать тебе внушать сделать оное дело, тогда исполни то, что помышляешь: ибо явно, что помысл сей от Бога, а не от себя, – если ты не имеешь возможности вопросить отцов.

Добрые дела и искушения

Вопрос 383, того же. Если я имею предание от святых и случится мне по особой моей надобности, или по какому-либо благочестивому делу, или идя к Святым Отцам, проходить путем, на коем предстоит опасность от разбойников, скажи мне, Отец мой, как я должен пройти его? Ужели без предосторожности, уповая на предание святых, или каким иным образом? Если же нечаянно и попаду в руки разбойников, что мне подумать о себе самом и находящихся со мною, а также о находящихся со мною вещах? Если же случится мне не сказать прежде авве о разбойниках, должен ли я возвратиться к нему и сказать о них?

Ответ прп. Иоанна. Если мы, будучи посылаемы куда-нибудь, получим предание, то есть молитву какого-либо святого, то должны уповать, что помощь Божия вполне с нами. Когда и в мире кто-нибудь поручит свой дом какому-нибудь сильному человеку – сей последний прилагает немалое попечение о доме из уважения к поручившему оный; тем более предание святых совершенно приемлется Богом к сохранению того, кого они предают Ему; ибо о Нём сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144, 19). Итак, во всяком случае мы должны верить, что предание святых имеет совершенную силу в помощь и спасение души. Если же, получив предание, встретим в чём-либо скорбь и лишение относительно вещей, или по попущению Божию на пути впадем в искушение, то не будем огорчаться сим или почитать бессильными предавших нас Богу, и не будем соблазняться о них, потому что по получении предания последовала утрата вещи или получена телесная рана; но вспомним, что и сам божественный Апостол, будучи силен, совершен и свят, подвергался всему сему и хвалился, говоря: Бог... «избавил нас от столь близкой смерти... и еще избавит» (2Кор. 1, 10), что «много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33, 20), и что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), и еще: «Кто не имел опытов, тот мало знает» (Сир. 34, 10) и непотребен.

Будем содержать в уме, что никакое доброе дело не совершается без скорби, ибо ему противодействует зависть диавольская. Если же случится нам пройти путь без скорби, не будем высокомудрствовать, будто мы были спасены от скорби как достойные того, но да памятуем, что Бог, зная немощь нашу, что мы несильны претерпеть скорбь, преданием святых покрыл нас от скорби; ибо о претерпевших в скорби или в искушении написано: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни» (Иак. 1, 12). Внимай же, чтобы, имея предание святых, не совершать пути своего с небрежением; но ты должен, если услышишь что-либо на пути о разбойниках или о какой-либо опасности, быть твердым и, по силе своей, постараться, чтобы не подвергнуться сему, но, молясь Богу и вспоминая предание святых, с осторожностью или пройти путь сей с другими, или спросить, каким способом можно безопасно пройти сим самым путем или другим. Если же случится тебе идти ради какого-нибудь благочестивого дела или к Святым Отцам и услышать о разбойниках или о других опасностях на пути, то и тогда не дерзай пускаться в преднамеренный путь без всякой предосторожности, чтобы хотя чрез сие избежать высокомудрия и опасности. Ибо никому не следует произвольно вдаваться в искушение, но благодарно терпеть то, что постигает его попущением Божиим. Мы находим, что и некоторые святые, намереваясь пойти для посещения других пустынных отцов и услышав о разбойниках и других скорбях, отлагали свое намерение. Это служит нам к смирению. А узнав или услышав, что путь опасен, постарайся спросить у аввы: как рассудишь, что мне делать? И как он скажет тебе, так и сделай. Если по забвению не скажешь ему о сем, а, получив предание, пойдешь и вспомнишь на пути, что ты забыл сказать, то возвращаться не надобно, но помолись Богу, говоря: Владыко! Прости мне в моем нерадении и по молитвам святого Твоего и по благости милосердия Твоего наставь меня по воле Твоей, спаси меня и сохрани от всякого зла и скорбных приключений, ибо имя Твое прославляется вовеки, аминь.

Вопрос 404. Когда мне кажется, что какое-либо дело будет по Богу, помысл же сопротивляется мне, препятствуя исполнить его как неблагое, из чего я могу узнать, что оно действительно благо?

Ответ. Когда тебе кажется, что какое-либо дело будет по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему, то из сего самого познается, действительно ли оно по Богу. Ибо если в то время, когда мы молимся, сердце наше утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда, будет ли оставаться противоположный помысл, оскорбляющий нас, или нет, познаем, что дело оное по Богу, ибо благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвою оно (благое) умножается. Если же кажущееся добро будет внушено диаволом, а притом будет и сопротивление, от него же происходящее, тогда и самое мнимое благо умаляется, а вместе и мнимое сопротивление, ибо враг представляет, что он сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез то самое обольстить нас принимать сей помысл за добро.

Вопрос 405, того же. Как же это? Когда доброе будет без ско́рби, разве оно уже и не по Богу? И когда случится сделать небольшое благотворение, а помысл не встречает скорби, ужели мною сделано сие безвременно и сделанное неугодно Богу? Прошу тебя, отец мой, просвети мое сердце.

Ответ. Если кто, сделав доброе дело, видит, что помысл его не встречает скорби, то не должен быть беспечным, как будто и пройдет без скорби, ибо всякое благое дело принадлежит пути Божию, и неложен Сказавший: «тесны врата и узок путь, веду́щие в жизнь» (Мф. 7, 14). Если же и не случится ско́рби среди доброго делания, но после оного невозможно бывает не поскорбеть человеку. Когда кто с усердием делает доброе, то не ощущает скорби; когда делает его без усердия, тогда ощущает ее. Иногда человек и не знает даже того, что скорбь многообразно постигает нас. И если внимательно поищем, непременно найдем ее, или прикрытую тщеславием (ибо и в нём заключается причина скорбей), или каким-либо лицом, препятствующим нам, или тем, что впоследствии снова нуждаемся в употребленном нами на благотворение ближнему, то есть видя, что у нас в руках ничего не осталось, приходим к раскаянию. После сего где найдем помысл без скорби? Итак, не вникнув в последствия, не следует почитать себя безопасным от скорби, ибо скорбь хранится для неразумных и в последствиях дел; разумный же всегда ожидает встретить скорбь если не сегодня, то завтра, и не смущается, говорит Писание (см. Пс. 118, 60). И блажен, кто всегда имеет пред глазами своими, что «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23, 1), и помышляет, что Бог силен, как Ему угодно, устроить с рабами Своими, – такой не жалеет о том, что употребил на благотворение. Итак, если и встретим скорбь, да будет нам известно, что Бог попускает ее к испытанию нашему, потому что никогда не презирает боящихся Его и особенно творящих благое ради имени Его.

Вопрос 406. Может ли человек мыслить что-либо благое по своему произволению?

Ответ. Нередко случается и от движения естественного помысла помыслить благое; но и сие надлежит приписывать Богу, ибо естество наше есть Его творение. А мы должны знать, что не можем привести сего (то есть благого) в исполнение иначе, как заповедью Божиею: то есть, когда предлагаем ее перед глазами, тогда сердце наше утверждается в ней к исполнению благого.

Вопрос 407. Также, когда делаю что-нибудь благое, как я должен смирять свой помысл? И как укорять себя, совершив благое?

Ответ. Для смирения помысла, когда бы совершил ты все благие дела и сохранил все заповеди, вспомни Сказавшего: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не сто́ящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10), тем более, когда мы не достигли еще и того, чтобы исполнить и одну заповедь. Так всегда должно думать и укорять себя при благом деле, и говорить себе: не знаю, угодно ли оно Богу. Великое дело – творить по воле Божией, а исполнить волю Божию – еще большее: это есть совокупность всех заповедей; ибо сделать что-нибудь по воле Божией есть дело частное и меньшее того, чтобы исполнить волю Божию. Посему-то Апостол и сказал: «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп. 3, 13). И сколько он ни простирался вперед, не останавливался, но всегда видел себя недостаточным и преуспевал; ибо он же (Апостол) сказал: «кто из вас совершенен, так должен мыслить» (Флп. 3, 15), то есть чтобы преуспевать. Сказал также, что, если и иное что мыслите, и то откроет вам Господь.

Вопрос 408, того же. Когда исполняю заповедь, как мне избежать высокомудрия, дабы знать, что, сделав и благое, я чужд оного?

Ответ. Брат! Добрые дела должны мы и признавать добрыми, и прибегать к ним как к добрым, ибо не следует доброе считать злым. Но если кто делает доброе не по цели богоугождения – это доброе оказывается злым, по намерению делающего. Каждый должен стараться о том, чтобы всегда делать доброе, и впоследствии благодатью Божиею дается ему и то, что делá его будут уже совершаться по страху Божию. Итак, когда чрез тебя делается благое, благодари Подателя благих как Виновника блага оного, себя же укори, говоря: если бы и я хорошо проходил сие дело, то мог бы быть соучастником сего блага – и тогда подастся тебе помолиться Богу с умилением о том, чтобы Он сподобил тебя быть участником во благом деле, чрез тебя совершившемся.

Вопрос 409, того же к тому же. Если случится мне показать долготерпение в каком-либо деле, то помысл мой высокомудрствует; что же следует мне помышлять?

Ответ. И пред сим я уже сказал тебе, что, когда случится тебе сделать что-нибудь доброе, ты должен знать, что это дар Божий, данный тебе по благости Божией, ибо Бог всех милует. Внимай же себе, чтобы по слабости своей не погубить милость, Им на тебя являемую, которая простирается и на всех грешников. Данного тебе Господом на добро не теряй во зле; теряется же дар сей, когда похвалишь себя как долго терпевшего и забудешь облагодетельствовавшего тебя Бога. Сверх сего навлечешь и осуждение на себя, как скоро осмелишься приписывать себе то, за что должно воссылать благодарение Человеколюбцу Богу. Апостол говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4, 7). Помыслу же, который хвалит тебя за что-нибудь, говори: плавающие в море и во время тишины не забывают, что они находятся еще в пучине, но всегда ожидают бури, опасностей и потопления; случившаяся же на краткое время тишина не приносит им полной пользы, потому что они считают себя безопасными лишь тогда, когда придут в пристань. Случалось же со многими и то, что и при самом входе в пристань корабль их утопал. Так и грешник, пока пребывает в мире сем, должен всегда страшиться потопления. Итак, никогда не прельщайся поверить помыслу, который хвалит тебя за доброе дело. Всё доброе есть Божие, и по нашему нерадению мы не можем обеспечить себя, что оно пребудет с нами. Как же после сего посмеем высокомудрствовать?


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle