Источник

Буква О

Обида

Перенесение обид от начальства

Когда Вы уже так слабы и не можете равнодушно от ярости переносить все обиды от начальства, то, сознав свою немощь, о сем умолчи и предоставь их Промыслу Всемогущего Господа, Который лучше нас с тобою попечется о них. Мужайся, и да крепится сердце твое во благодати Господней,– и Господь Вас утешит!

Осуждение

Берегитесь зазирать и осуждать ближних

Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других Вы ответа не дадите, а за себя. Да простит же Господь грехи Ваши и исцелит немощи душевные и телесные.

Откровение (помыслов)

Невидимо, через откровение помыслов, укрепляется ум и чувства

Слава Премилостивому Господу, что хотя и попустил и наказуя наказал любимейшую мою дочь Марию Яковлевну, но смерти, то есть грехов не попустил, но невидимо, чрез откровение помыслов, укрепил ее ум и чувства и по буре даровал тишину и спокойствие духа, – сие на пребудущее время послужит вам обоим к осторожности, и за терпение неминуемо мзда дастся, и Господь ей да поможет во всем, и да вразумит ее, и да просветит в познании душе назидательности.

Матери, которую изберете себе в наставницы, не стыдитесь открывать ран своих.

О принятии сестры на откровение

Ежели Премилосердый Господь дарует Вашему сердцу таковое мужество к понесению ее немощей душевных и телесных, на сие мы воспрещать тоже не имеем: ежели Премилосердому Господу будет угодно и вам обоим на пользу и на созидание, то даст ей искреннейшую веру к откровению помыслов и деяний, а Вам преподаст дух мужества к понесению ее немощей. Но о сем просим тебя ей не объяснять, но ожидать от нее должного усердия, и тогда, как Вашему сердцу Бог возвестит, то и употребляйте с ней.

Крайне малодушна и легкомысленна, она более нужды в Вас имеет для поддержки. Что Вы хотя отчасти ее принимаете и утешаете, за это тебе Сам Господь составит. Выше сил не требуется, и того ради Вас не принуждаем к принятию ее, так и ее не привлекаем к Вашей святыне, чтоб предалась; по этой части есть в сердцах благомыслящих некое таинство, извещающее тайно, к кому веру иметь и открывать свои немощи. Когда б сего не было от Бога дано, то пребедственное было бы наше состояние.

Откровение помыслов посрамляет вражие недуги

О пользе страждущей не знаю, что следует сказать, есть ли некая надежда: аще Господь восхощет – исцелит, если не будет скрывать, хотя пред Вашею святынею, законопреступные и пагубные помыслы и мечты. Конечно, ей теперь трудно сим безмятежным средством руководствоваться всецело: всеобщий враг многажды тщится воспущать откровение, яко врачевство, для всех почти вообще необходимое. Сверх того, наипаче Вашу любовь прошу и молю не оставлять участия в исцелении болезнующих душетлительным недугом. Ваше участие в ее исцелении, можно сказать, нелицеприемно. Что есть по Бозе жизнь бессмертной ее души, которая без назидания Вашего живого почитания может быть всеподлинно мертвою? Поэтому очень нужно для нее Ваше попечение, за которое истинно Господь Бог Вас не оставит. Всепремудрый Создатель да упремудрит Вас в пользу сей и прочих, Которому и поручаю любовь Вашу.

Еще я, ничтожный, почел за нужное убедить страждущую Елену, дабы она, хотя с понуждением, некоторые мечты и приведения отчасти пересказывала сестре своей Евдокии, дабы тем наиболее соединить их в любви и тем вражие козни обличать и посрамлять. И всё непременно повторять пред Вашею святынею. Мы также заблагорассудили, чтобы сестра Евдокия каждый вечер прочитывала молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его» и все двери, и окна, и одры св. крестом ограждала.

Драгоценное сокровище – откровение по Господе

Да, душевно сомнительная сестра Елена, что верит вражиим наветам; драгоценнее для нее сокровище – по Господе откровение, но что делать, что она худо внимает о том! Хотя из любви о Господе и должно иметь о ней особенное назидание, однако же более и более поручать ее Господу во исцеление совершенное. Немалая и эта казнь диавола, что она стремится под видом назидания к знаменитой старице. Хотя и не к ней слова Спасителя мира относятся, но «от Назарета может ли что добро быти?» (Ин.1:46). Да дарует ей Господь содержать спасительное откровение к кому следует о Господе и не иметь веры ко мнению собственному.

Отчаяние

Отчаяние доказывает явную гордость

Описываете свое жизненное неустроение и нерадение; прошу Вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, но уповать на Бога, Той силен исправить стопы Ваша к деланию святых и животворящих Его заповедей.

Старайтесь вкоренить в сердце племянника Вашего, Василия, страх Божий и исправлять его духом кротости, где и по строгости.

Отчаяние – душевредно

А что Вам бывает воображение, что мое недостоинство, когда сижу со своими собратиями, представляется Вам в виде Христа со Своими учениками апостолами, и ты от сего приходишь в чувство слез, и приходит отчаяние, что Вы лишены сего по разности пола; то, по-видимому, хотя бы и должно быть сие чувство полезным, но отчаяние опровергает, что сие от божественного: благодатное действие никогда во отчаяние никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир (Ср. Гал.5:22).

Не отчаивайся, но возверзай грехи на милосердие Божее

Удивляемся Вашему малодушию и сожалеем о Вас. Вы, прочтя показанные Вам главы, более отчаялись, что жизнь Ваша не согласна со Святым Писанием. Надобно о сем точно соболезновать, но с раскаянием и смирять себя, а не малодушествовать и раскаиваться, зачем шла в монастырь. Надобно благодарить Бога, что изволил из тьмы в свет привести. Что делать, если и неисправны, – не отчаиваться, а читать святых отец, хотя понемногу. Видя свою неисправность, все-таки зазришь себя; а не читав, не будешь себя зазирать и не будешь смиряться. То еще бы было хуже, когда б видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу – это была бы явная погибель.

Не следует придаваться отчаянию, а надо учиться терпению

Увидел, что Вы, по малодушию своей высокопарной мысли, едва не опустились на дно пагубной отчаянности! Но Премилостивый Господь, за молитвы батюшки о. Макария и матушки Варвары, предохранил Вас; а чрез три или четыре дня, полагаю, может быть утешена скорбящая и малодушная душа, страданьями обремененная! И Вы теперь сами можете видеть из самого опыта, что Вами Премилостивый Господь по Своему неизреченному милосердию повелевает попечение о вас творить. – И Вы должны благонадежием утвердиться, а не в пагубное отчаяние вдаваться, поскольку, хотя по случаю Вашей отлучки в Софрониеву Пустынь и не мог как должно поспешить к Вашей любви написать письмо, но, ежели да не таковые случаи, смотрительно получившиеся, не будут нам попускаться, то от каковых случаев мы будем приобучаться душеназидательнейшему терпению. Итак, да научаемся и впредь располагаться к терпению и благохвалению Премилостивого Господа, невидимо окормляющего и охраняющего нашу немощную душу и тело.

В отчаянности пишите, что Вы оставлены на произвол судьбы в добычу сил, зияющих пожрать Вас и прочее... И от таковых душевредных произносов да избавит Вас десница Всевышнего. Но за сие – благодарение Господу, что Вы при получении писем и распечатании, на вопрос преподали, хотя и с понуждением, но ответ похвальный и благопристойный – да, кажется, напоследок и на самом деле оказалось так!


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle