Вопрос 405, того же. Как же это? Когда доброе будет без скорби, разве оно уже и не по Богу? И когда случится сделать небольшое благотворение, а помысл не встречает скорби, ужели мною сделано сие безвременно, и сделанное не угодно Богу? Прошу тебя, отец мой, просвети мое сердце.
Ответ. Если кто, сделав доброе дело, видит, что помысл его не встречает скорби, то не должен быть беспечным, как будто и пройдет без скорби; ибо всякое благое дело принадлежит к пути Божию, и неложен Сказавший: тесен и прискорбен «путь вводяй в живот» (Мф. 7:14). Если же и не случится скорби среди доброго делания, но после оного невозможно бывает не поскорбеть человеку. Когда кто с усердием делает доброе, то не ощущает скорби; когда делает его без усердия, тогда ощущает ее. Иногда (человек) и не знает даже того, что скорбь многообразно постигает нас. И если внимательно поищем, непременно найдем ее, или прикрытую тщеславием (ибо и в нем заключается причина скорбей), или каким-либо лицом, препятствующим нам, или тем, что впоследствии снова нуждаемся в употребленном нами на благотворение ближнему, то есть видя, что у нас в руках ничего не осталось, приходим к раскаянию. После сего где найдем помысл без скорби? Итак, (не вникнув в последствия), не следует почитать себя безопасным (от скорби), ибо скорбь хранится для неразумных и в последствиях дел; разумный же всегда ожидает встретить скорбь если не сегодня, то завтра, и не смущается. «Уготовихся, – говорит Писание, – и не смутихся» (Пс. 118:60). И блажен, кто всегда имеет пред глазами своими, что «Господня земля, и исполнение ея» (Пс. 23:1), и помышляет, что Бог силен, как Ему угодно, устроить с рабами Своими, – такой не жалеет о том, что употребил (на благотворение). Итак, если и встретим скорбь, да будет нам известно, что Бог попускает ее к испытанию нашему; потому что никогда не презирает боящихся Его и особенно творящих (благое) ради имени Его.