Источник

150. Один безмолвствующий старец, именем Евфимий, послал нижеследующую молитву к тому же великому старцу, чтобы чрез него Бог даровал ему ответ на вопросы, заключающиеся в сей молитве.   

О Жизнодавец! Путь сущих во тьме! Просвети и нас, пребывающих во мгле. Ты, Святой, сказал: «просите, и дастся вам... толцыте, и отверзется вам» (Лк. 11:9), а как Ты и нам хочешь отверзть дверь спасения, ускори, потому что уже начал. Если бы Ты не хотел спасти нас, то не сделал бы нам известным того, что для нас невозможно, для Тебя же, как для Бога, возможно. Святой! Ты сказал нам: очисти себя, если хочешь, чтобы пришел Я к тебе; а я говорю, Святой, что брение само себя очистить не может. Владыко! Ты сказал нам: желающий сподобиться Моих дарований должен познать стези Мои во всем. Как же может познать их слепорожденный, если не откроются его очи? Слепой ищет руководителя, чтобы каким-нибудь образом найти для себя хотя малую услугу. Как Вартимей (сын Тимеев), сидя при пути, просил милостыни; и когда услышал, что Свет правды проходит мимо него, по пути сему, воззвал: «Сыне Давидов, помилуй мя» (Лк. 18:39), и когда умилосердилась над ним благость Твоя, и Ты призвал его и сказал: «что хощеши, да ти сотворю? Он же рече: Господи, да прозрю», и тотчас же благость Твоя рекла: «прозри»; и он прозрел, увидя следы Твои, и последовал за Тобою (Лк. 18:41, 42). И я (также) хочу воззвать (к Тебе), но возбраняет мне тот, кто всегда хочет омрачить очи видящих. Если благости Твоей угодно призвать и меня и сказать: что хощеши, да сотворю тебе? – воззову и я, по примеру того (слепца): Господи, да отверзутся мои очи. Ибо если бы некий прокаженный мог очистить себя, то не взывал бы: Господи, «аще хощеши, можеши мя очистити» (Мк. 1:40); но очистил бы сам себя. Подобно ему и я взываю: обрати ко мне тот святой глас: «хощу, очистися» (Мк. 1:41), и проказа немедленно оставит меня. Когда же прозрю и буду очищен, тогда и познаю следы Твои, чтобы ходить вслед Тебя; ибо Ты – путь заблудших.   

И я прошу тебя, отца моего: ей, отче, помолись Владыке моему Христу, да отверзет мои очи; ибо я имею в тебе руководителя, приводящего меня ко Владыке Иисусу. Тому слава со Отцем и Святым Духом во веки веков, аминь.   

Ответ. И ныне время благоприятствует тому, чтобы воспеть евангельское слово: яко «не требуют здравии врача, но болящии» (Лк. 5:31). Если же болящий прибегнет ко врачу, то надобно ему и исполнять то, что приказывает врач, по словам (Писания): «веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскующим Его мздовоздатель бывает» (Евр. 11:6); ибо верен Тот, Кто сказал: воздам вам «сторицею ныне во время сие... и в век градущий живот вечный» (Мк. 10:30). Приходящие же к великому нашему Врачу получают от Него просвещение, и Он врачует все мысленные их страсти. Не будем хвалиться, говоря, что мы верны, ибо иначе осудимся, как лицемеры и люди неверные: чрез видимое познается невидимая вера, сокрытая в тайниках сердечных. Если веруем Христу Спасителю, Который говорит: по вере твоей буди тебе, то Он скажет и ныне к душе нашей, находящейся в теле: «дерзай, дщи, вера твоя спасе тя» (Мф. 9:22). Таким образом, вера наша состоит не в том, чтобы только изречь и произнести устами, но совершенная вера познается из исцеления. Если ты веровал и исцелился, ходи и не претыкайся и не хромай более. – Исцелился ли ты? покажи, что прекратилось кровотечение твое. И если ты, о человек, достиг сего, то не далек ты и от того, чтобы услышать слова Спасителя к чистейшей и краснейшей душе твоей: «Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе» (Песн. 4:7), и апостольское слово: «не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых» (Еф. 5:27). Дверь нам отверста, и путь, вводящий в жизнь вечную, открыт пред нами. «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Будем же терпеливо продолжать труд наш: поистине, «недостойни страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18). Праведен Бог, и не забудет стольких трудов наших, если до конца сохраним послушание; потому что Сам Он сказал: «Претерпевый... до конца, той спасется» (Мф. 24:13) о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle