О любви Божией и Божием милосердии
Милосердие Божие – это море бесконечное, омытые слезами покаяния – капля единая, которая покрывается и исчезает в бесконечном море милосердия Божия. Итак, омыв грехи свои слезами, покаемся, очистим сердце свое от всякой скверны, чтобы в нем снова мог воссиять Божественный свет. (бат. О. Герман)
О благодарности к Богу. Наш ответ – в усилиях спастись.
1) Преклонимся преднею (любовью Божественною), тем более, что воспринять Божию любовь до конца сможем ли?!
2) Благоговейно склонимся пред промышлением Божием о нас! Благословен Бог. Что воздадим ему?! Будем пить чашу спасения, Им обещанную для друзей Его, чашу, Им же поданную (…) Наши пусть будут усилия спастись, жалкие и ничтожные, но всецелые (…) «Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди мя (…)»
3) Преклонимся в умилении пред любовью божественною к нам (…) благодарить Господа за то, что он явил нам. Сознаем наше ничтожество во всем. Положимся (и теперь и всегда впредь – только на Божию силу и Божие милосердие к нам. Преклоним колена сердца пред божественным милосердием Христа Спасителя нашего.
4) А любовь-то Божественная (…) должна иметь ответ? И его вам нужно дать…
5) Всегда имей в сердце любовь божественную во спасении человека через крест богочеловека.
6) Не медли благодарить Господа за все, (…) являемое (а есть много и неявляемого) и что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми»
7) На пользу нам это ощущение (изумление милостию Божию) и плохо, если его не будет. Да, этого невольно трепет душа, когда раздумаешься (о бездне Божьего милосердия). Да, будет (…) Человеческий и сила мысли ничтожна, и ум недоумеет, недумывает о Господе и пред Господом (…)
8) Что теперь предъявим, какую душу?!
Нет греха, побеждающего Божие милосердие. А если так, что же будем вопиять, мы должники Божии! Мы все должники пред Господом. Да, Он Солнце Свое светит на добрых и на злых.
9) Да, как велика к нам милость Господа! Всю жизнь прожить как скот., не подозревая, что есть нетленная красота (…) подобной души.
10) Благословен Господь, не дающий погибнуть рабам своим, но хотящий всем человекам спастись и в разум истины прийти (…) Как Господь ищет спасения каждого – да, благословен Бог! Так Господь любвеобилен («Что воздам Господеви!») чашу спасения (…) Молитвы Господевы воздам…
11) Господом послано много счастья, и неизъяснимых радостей и все это дано, и должно плод принести…
12) Да, да. Будем достойны Господа, из тьмы призвавшего нас в чудный Свой Свет. И принесем всех себя, хоть и плохих, но с желанием служить Ему. Да, чУдно подумать, в какой свет призваны. Да, и думай и вдумывайся – думы сердца об этом очень очистительны и полезны.
13) Да, так много дано Господом, что всю жизнь нужно ему отдать. Да, все, все! Да, Богу содействующу должны сами пожертвовать, если хотим спастись.
14) Да, будем всегда благодарить Господа – и жизнью (…) Да, нужно благодарить Господа за Его долготерпение и милость к нам, многую и всякую (…) А как часто мы лежим во злобе уныния, как в этом самом гробе совсем, совсем забываем о милосердии Божием… Если всегда помнить отчетливо всю милость Божию – то нельзя впасть в уныние. Благослови и не забывай Господа! (Пс. 102:2 в начале)
15) Конечно – можно во всем замечать попечение Божие, в каждой мелочи Его помощь; любящим Бога вся споспешествуют во благое (…) Господь волю боящихся его сотворит, говорил преп. Серафим, приводя таким образом слова Псалма.
16) Не оставит, не оставит! А это нам так нужно, чтобы не оставил, ибо ужасна богооставленность, а ведь Бог за многое может оставить (…)
17) Так к кому милостлив Господь, что вразумляет выразительным образом , к неуклонности во спасение (…)
18) Да, долг спасения так ясен, так повелителен. (…) Вкупе все. Имея единую цель – спасение… Но Господь различные пути спасения людям дарует (…) И благословенно честное прохождение по ним, каждому по своему пути… (устроение душ разное) – души разные. И верно, в этих устроениях, чтобы Господь не усмотрел худого!
19) Надо благодарить Бога и понять во всей силе, что мы сами отвращаемся от хорошего или привлекаемся к нему.
20) Если бы ты считал себя достойным, был бы фарисеем, тщеславием побеждаемым, а ты недостоин, получаешь милости Божии, не рассуждай, послушно все принимай от руки Божией, за все благодаря Господа (…)
21) Внимай, как милостив Господь: попустил претерпеть искушение, но более чем трижды умилил!..
22) Да, это дивно и прекрасно – сознавать драгоценность приобретеного божественного дара и быть верным ему во все дни жизни и на веки Божие – верным, т. е. не оставлять первой любви своей, своего укрепившегося первого порыва к Богу и ко спасению!
Спасаются в ясности и постоянстве!..
23) Будем и спасаться, и молиться, да сподобит нас грешных Господь общения с Собой в блаженной вечности! И я молюсь и хочу милости – нераздельности с вами, детьми, в Его царстве, где ищу последнего места ради безмерного снисхождения Спасителя моего…
24) Будем со счастьем нашим благодарить только одного Господа, больше никуда пусть не расточается наша мысль и устремление.
25) Пейте и претворяйте в себя этот дивный божественный напиток – вино любви Божественной; впрочем, нужно очень возвыситься, чтобы быть достойными наслаждаться питием любви Божественной – подлинной. И «блажен тот, кто испиет вина сего»
26) Будем только молиться, чтобы Господь не дал погибнуть нам и неосужденно быть на Страшном Суде. Господи! Способи нас быти и пребыти неосуждены пред Тобою! Боже, в милости Твоей помяни нас!
Да, помолимся, да будем не осуждены.
27) Беспредельное море милости Божией, изливаемое на нас, нас обязывает быть строгими к себе, обязывает строго беречься от скверны, которая примешивается ко всему хорошему, соблюдать чистоту, побуждать на аскетизм. Непременно обязывает.
28) К сожалению, душа не может быть чистой и пламенной от одного восприятия Евангелия, а причина в нас, а не в Евангелии. А преподобного Антония Великого Евангелие подвело именно на путь аскетический. А получается-то так, что это восприятие так действует, что душа хочет стать светлой и чистой и становится на путь (аскезы) подвига.
29) (Душу объял трепет: в окно смотрит огромная звезда. Да, это милость Божия. И хорошее чувство, направляющее (как Вифлеемская звезда) на добро (8/IX 27). Лучезарные небеса – это над нами и для нас (18/X 29) А как прекрасно это (дорогие воспоминания). У нас оказывается есть, что в прошлом утешающего, освежающего, оживляющего душу!